Обеспечение прав пациентов на качественную медицинскую помощь

Шакура Валентина Владимировна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: заведующий кафедрой трудового права Омской юридической академии, к.ю.н., доцент Н.А. Соколова 

Права граждан в сфере оказания медицинских услуг играют важную роль среди социальных прав. Остается узнать, как реализуются данные права у граждан РФ. Статья 41 Конституция РФ провозглашает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Федеральный закон) одним из принципов охраны здоровья является принцип доступности и качества медицинской помощи. Согласно данному Федеральному закону качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Также на основании ст. 10 Ф Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Хотя Федеральный закон и дает нам понятие качества медицинской помощи, но оно является довольно сложной категорией для понимания для граждан РФ. Непросто отделить качественную медицинскую помощь от некачественной, так как это связано с особенностями медицинской деятельности в целом. В настоящие дни все время идет развитие и совершенствования медицинских технологий, появляются новые лекарственные средства. Целесообразно законодательно закрепить свойства и признаки качества медицинской помощи.
Согласно ст. 35 Федерального закон от 29 ноября 2011 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Стандарты медицинской помощи являются одним из видов социальных стандартов. Социальные стандарты обеспечивают стабильность системы социальной защиты граждан, способствуют установлению доверия граждан к социальной политике РФ. В соответствии со ст. 37 Федерального закона стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Однако применение стандартов медицинской помощи ко всем гражданам, которым оказывается медицинская помощь невозможно, так как все равно нельзя подвести всех под один стандарт. В каждом конкретном случае лечение идет по-разному.  Граждане, не обладающие специальными познаниями в сфере охраны здоровья, основываются лишь на своих внутренних убеждениях, поэтому стандарты медицинской помощи могут вызывать у них отрицательное мнение. Необходимо определение в законе правил применения стандартов, а также когда врач может выйти за рамки стандарта, а когда наоборот сузить те мероприятия, которые в стандарте закреплены. На сегодняшний день установлены очень жесткие рамки – все, что вне стандарта это уже некачественная медицинская помощь.

В настоящее время утверждено около 800 стандартов оказания медицинской помощи, однако не все из этих стандартов работают легитимно. Так, приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации об утверждении стандартов скорой медицинской помощи, изданные в декабре 2012 г. и прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации в период с 21.01.2013 по 31.03.2013, не были официально опубликованы в установленный срок, поэтому они не несут никаких юридических последствий и являются юридически ничтожными. Таким образом, если стандарты медицинской помощи не пройдут полную процедуру вступления в силу, то они никак не смогут помочь ни гражданам ни врачам при спорных ситуациях и обращениях в суд.

Эффективная реализация права на качественную медицинскую помощь зависит от многих факторов, в том числе и от адекватного правового регулирования. При этом необходимо четко определить понятие «качество» медицинской помощи, установить правила применения стандартов медицинской помощи, а также предусмотреть меры ответственности за неприменение или ненадлежащее применение стандартов медицинской помощи.

3.5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.5 (2 голосов)

Добрый день, Валентина Владимировна!
Известны ли Вам примеры из судебной практики, когда пациенту удавалось доказать, что медицинская помощь оказана ему некачественно, по причине того, что врачом не был соблюден стандарт оказания медицинской помощи.
Спасибо.

Добрый день, Мария Валерьевна!
спасибо за вопрос!
Отвечая на Ваш вопрос можно привести пример из судебной практики Пермского краевого суда, а именно определение Пермского краевого суда от 14.08.2013 г. по делу № 33-7586/2013

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".