Трубачев Д.О.,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск
Пожалуй, ни у кого не вызовет сомнений то, что явление, наиболее полно изменившее социальную среду за последнюю четверть века, есть Интернет. Глобальная паутина раскинулась на весь мир, объединила более трети всего населения Земли. Она позволила забыть о языковом, культурном, экономическом и иных барьерах между людьми, что полностью преобразило наш мир.
Сегодня нет ни одного социального института, который бы не был изменен действием Интернета. Так протестные отношения, берущие начало внутри сети, выливаются в неизвестные отечественному правопорядку и новые для общества в целом публичные мероприятия – флешмобы, политмобы и др. формы реализации «умной толпы».
И если в западных государствах такие акции стали наиболее популярными способами проведения публичных мероприятий, то Россия и страны СНГ только знакомятся с ними. Однако результаты анализа сетевых запросов в поисковой системе Yandex.ru, позволяют констатировать то, что за их популярность среди россиян растет с каждым годом. Так в абсолютном значении показатель запросов по слову «флешмоб» за неполный 2013 год превышает в 67 раз таковой за 2011 год. В то же время количество запросов по классическим формам публичных мероприятий, (например, митингам) за аналогичный период времени снизился в 1,4 раза. Это позволяет говорить о спаде интереса к традиционным формам публичных мероприятий.
Нами было проведено социологическое исследование путем анкетирования среди различных социальных групп. Целью анкетирования было формирование наиболее полного представления о социальной значимости публичных мероприятий, которым присущи признаки смартмоба, а также выяснение степени актуальности различных форм реализации «умной толпы». Тип выборки: простая случайная. Анкетирование прошли 117 человек в возрасте от 16 до 64 лет.
Для начала был поставлен вопрос: «Участвовали ли Вы когда-либо в массовых публичных мероприятиях?», на что более 63% респондентов ответили положительно. На вопрос, в каких именно мероприятиях они принимали участие, 31 человек (то есть более 41% ответивших положительно) указали акции, являющиеся по своей природе смартмобом. Низкий результат, наш взгляд, связан с уровнем социальной значимости публичных мероприятий как социального института. Однако показатель участвовавших в различных формах реализации «умной толпы», превышающий 36,2% от общего числа респондентов, позволяет предположить, что актуальность указанного социального института в общественной жизни в целом возросла за счет привлечения к нему молодого поколения (наибольшее число ответивших положительно на вопрос об участии в таких акциях – лица в возрасте от 16 до 24 лет), которое активно учувствует в флешмобах, арт-мобах и др. схожих акциях. Мы полагаем, что публичные мероприятия - элемент гражданского общества, инструмент его взаимодействия с официальной властью.
Для того, чтобы узнать известны ли респондентам различные виды публичных мероприятий, в том числе осведомлены ли они о существовании различных форм реализации «умной толпы», мы задали вопрос: «Какие виды мероприятий Вам известны?», по результатам которого:
1) 81,19% респондентов указали, что им известны различные формы реализации смартмоба, в частности, такие как флешмоб, политмоб, а также фаршинг. Более того, опрошенными были названы неизвестные нам ранее формы «умной толпы», а именно: социомоб, представляющий собой, исходя из анализа материалов СМИ и общения с моберами, политмоб (вернее его разновидность), фан-моб (от англ. «веселая толпа»), являющийся, мы полагаем, ничем иным, как флешмобом. Тем не менее, данный результат позволяет нам предположить, что смартмоб как социальный институт до конца не сформирован и находится в стадии активного развития – появляются новые формы акций либо выделяются подвиды уже существующих.
2) более 91% респондентов, указавших, что им известны различные формы реализации смартмоба, осведомлены о существовании такой формы мероприятий как флешмоб. И лишь менее 9% знают о фаршинге, политмобе и других мероприятиях, схожих с ними. Из чего мы сделали предположение о том, что: флешмоб - наиболее актуальный вид «умной толпы».
На вопрос: «Доводилось ли Вам становиться свидетелем(-цей) флешмоба или других схожих акций?», более 64% опрошенных ответили положительно, но лишь 23,93% из общего числа респондентов лично принимали участие в них.
Тем не менее, 74,29% участников исследования в той или иной степени полагают, что флешмоб и сходные с ним акции являются актуальными формами массовых публичных мероприятий (все респонденты в возрастной группе от 16 – 24 лет утвердительно ответили на данный вопрос). И более 55% опрошенных желают принять участие в них. Так же нам удалось выяснить, что 43,58% участников исследования имеют знакомых, либо сами являются активными участниками мероприятий такого типа, а 18,8% не могут с уверенностью ответить, имеются ли среди их знакомых члены этого движения. Данные результаты позволяют нам предположить, что:
1) несмотря на актуальность различных форм смармоба, как способов реализации права на свободу собрания, лишь немногие прибегают к ним;
2) смартмоб, как социальный институт представляет собой замкнутую группу, состоящую из активных участников;
3) флешмоб и схожие с ним формы акций представляют интерес для общества; более половины опрошенных желают принять в них участие.
Также респонденты уверены в значимости форм реализации «умной толпы» как института непосредственной демократии. На вопрос: «Считаете ли Вы данные акции способом выражения гражданской позиции?», 74,35% участников исследования в той или иной степени ответили положительно. Более того 72,64% в той или иной степени полагают, что флешмоб и сходные с ним акции являются необходимым элементом для существования гражданского общества, что подтверждает высокую социальную значимость указанных форм.
Респондентам, которые указали, что принимали участие в флешмобе, был предложен вопрос: «Чему было посвящено (приурочено) данное мероприятие?». Большая часть (67,85% из них) указала на политику, 14,28% на культуру, 7,14% на социально-экономическую сферу, менее 11% участвовало в акциях, приуроченных к государственным праздникам и спортивным мероприятиям. Исходя из анализа полученных результатов, мы предполагаем, что респондентам неизвестны принципы флешмоба; любая из форм смартмоба в обществе именуются флешмобом. Для этого мы задали вопрос: «Какие принципы флешмоба Вам известны?». Нами заведомо были предложены в качестве вариантов ответов негласные принципы данной формы «умной толпы». Тем не менее, респонденты ответили следующим образом: лишь 11,11% опрошенных человек полагают, что принципом флешмоба является аполитичность; отсутствие рекламных или финансовых целей указало 24,78% респондентов; большинство участников исследования ответили, что принципами данной формы смартмоба являются: деперсонализация участников (52,13%), спонтанность (46,15%), отсутствие централизованного руководства (41,88%).
Исходя из данных результатов, становится очевидным, что в обществе действительно отсутствует точное представление о сущности и принципах флешмоба, как специфической формы реализации смартмоба.
Ответы на вопрос «Нужно ли уведомлять органы власти о проведении флешмоба?», позволили выдвинуть нам гипотезу либо о правовой безграмотности населения, либо о том, что оно осознает принцип спонтанности, характерный для данных форм публичных мероприятий (поскольку 58,97% полагают, что нет, 41,03% – да). Однако в правильности первого тезиса заставляют усомниться результаты ответа на вопрос «Существуют и известны ли Вам правовые акты в системе национального законодательства Российской Федерации, регулирующие вопросы проведения публичных мероприятий?», поскольку более 77% ответили положительно.
На вопрос: «Известны ли Вам какие-либо популярные флешмобы или акции сходные с ними?» лишь 18,08% респондентов ответили положительно. Ими были названы такие мероприятия, как «Монстрация», флешмобы «А вам слабо?» и «Алые паруса», «Парад зомби», ежегодные фестивали воздушных фонарей. Люди, ответившие отрицательно на данный вопрос, указали, что основная причина их незнания – слабое освещение предстоящих мероприятий (более 63%). Отсюда сделаем вывод о том, что один из принципов этих акций: организация и реклама предстоящих мероприятий посредством сети Интернет препятствует популяризации данной формы мероприятий и ее разновидностей среди населения (число активных пользователей «всемирной паутины» среди россиян на 2013 год составляло 44%). Недостаток времени же указало менее 26% респондентов, а отсутствие личного интереса лишь 14,52%, что лишний раз позволяет нам говорить об актуальности данных акций.
Обобщив сказанное выше, можно сделать следующие выводы:
1) формы реализации смартмоба являются актуальными для россиян формами публичных мероприятий; наиболее популярная из них – флешмоб;
2) смартмоб представляет собой замкнутый социальный институт, что, в некоторой степени, препятствует популяризации форм его реализации среди населения в целом;
3) по мнению большинства опрошенных реализация права на свободу собрания должна носить свободный характер, что подтверждает нашу позиции, неоднократно высказываемую в правовой доктрине, о необходимости учреждения общественных площадок с соответствующим правовым режимом.