О защите прав потребителей, анализ первой редакции закона и действующей в наше время, с точки зрения прогрессивности норм

Давыдова Виктория Павловна,
Омская юридическая академия

 

В статье исследуется вопрос двадцатипятилетнего существования закона «О защите прав потребителей», анализ первой редакции закона и действующей в наше время, с точки зрения прогрессивности норм.

В миpе o прaвaх пoтрeбитeлей зaгoвoрили в 1961 гoду в США. И именнo в то время были сфoрмулиpoваны четыре основных принципа, которые и стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей в России, это:

«1. Прaвo на бeзoпaснoсть

2. Прaвo на инфopмaцию

3. Прaвo быть услышaнным, чтo oзнaчaет, гарантию каждого пoтребителя право на свободу слова, убеждения и выражение их.

4. Прaвo на здоровую окружающую среду» [6].

Но мало кто знает, что в «Киевскoй Руси, вo времена Ярoслaва Мудрого, его сыновей и внука Владимира Всеволодовича Мономаха, то есть в XI-XII веках, формировались и закреплялись правила торгового быта, а, значит, в определенной мере у наших предков регулировались «потребительские отношения». Источником и свидетельством этому является знаменитая Русская Правда - крупнейшее юридическое произведение средневековья и древнейший памятник славянского права» [3]. 

Можно считать, что в России свое начало законодательство o защите прав потребителей начинает исчислять с XI века.

Таким образом, «защита прав потребителей»  исторически сложившееся понятие. В России было несколько попыток создания специального законодательства в области защиты прав потребителей. Все началось с создания в «1988 г. проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании современного потребительского законодательства.

Впервые на законодательном уровне признавалась необходимость принятия специальных правовых норм, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Проект этот не был лишен недостатков. Во-первых, он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом. Во-вторых, все его нормы были так или иначе связаны с качеством товаров, т.е. все основные права потребителей (на информацию, на возмещение вреда, право на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество. Проект широко обсуждался, но был, отвергнут, т.к. большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей», в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу. Этот закон содержал множество положений, впервые разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм, что было его несомненным достоинством. Закон не только не требовал привычного принятия дополнительных подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» - один из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время некоторые его положения, такие, как право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер» [4].

7 апреля 1992 г. в действие вступил Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Не смотря на то, что сфера потребительского законодательства исследуется уже более 25 лет, тем не менее считаем, что рассматривая проблематику потребительского права на современном этапе, также является актуальным, особенно в свете реформы гражданского законодательства.

07 февраля 2017 года, Закону РФ «О защите прав потребителей» исполнилось  25 лет. И в связи с этим, полагаем необходимо понять, какой путь проделал этот нормативный правовой акт, прежде чем стал, столь необходимым в нашей стране работающим механизмом в сфере защиты прав потребителей, что изменилось в нем, как сегодня происходит его реализация. Попробуем найти ответ.

Ежегодно суды удовлетворяют более 85% исков о защите прав потребителей, а общая сумма присужденных к взысканию средств по итогам только 2016 года выросла на 2,5 млрд. рублей [5]. Такие данные обнародовал Роспотребнадзор в своем докладе, опубликованном на сайте ведомства.

В настоящее время действует 24 редакция Закона РФ «О защите прав потребителей».  Если произвести мониторинг поправок, которые вносились в данный закон и вычислить среднюю цифру, то изменения в нем происходили практический ежегодно.

Сравним редакции Закона РФ «О защите прав потребителей» 1992 и 2016 годов.

Редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» 1992 г.

Редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» 2016 г.

Закон содержит 44 статьи, объединенных в 4 раздела.

1 раздел: «Общие положения», 2 раздел: «Защита прав потребителей при продаже товаров», 3 раздел: «Защита прав потребителей при выполнение работ и оказании услуг», 4 раздел: «Государственная и общественная защита прав потребителей».

 

Закон состоит из 46 статей, объединенных в 4 главы.

 1 глава: «Общие положения», 2 глава: «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям», 3 глава: «Защита прав потребителей при выполнение работ (оказании услуг)», 4 глава: «Государственная и общественная защита прав потребителей».

 

Таким образом, констатируем что за 25 лет закон дополнился 2 статьями и стал более адаптированным к современным реалиям.

В законе использована следующая терминология, определяющая субъектный состав участников данных правоотношений: потребители и предприниматели.

Спустя время в законе увеличивается круг участников, среди которых указаны: потребители, изготовители, исполнители, импортёры, продавцы.

 

Некоторым понятиям в более поздних редакциях закона дается более широкое толкование, вводятся новые понятия, такие как: импортер, безопасность товара, работы, услуги. В редакции закона 2016 года, отношения складывающиеся в области защиты прав потребителей регулируются более широким перечнем нормативных актов, чем в предыдущих редакциях данного закона.

В редакции закона 2016 года в статьи добавляются некоторые аспекты, связанные с международным договором, но суть остается той же, появляется дополнительное право на просвещение в области защиты прав потребителей.

Отметим, что за 25 лет некоторые статьи практически не изменились, а дополнились лишь некоторыми новыми формулировками. Вот, например, ст. 8  «Информация о товарах (работах, услугах)» в редакции закона 1992 г., и ст. 10 в редакции закона 2016 г., с таким же названием, потерпели изменения, но если анализировать суть внесенных изменений они лишь касаются только «адаптированности» на современность. Так, появляются новые товары, такие как, БАДы, энергетические напитки и др. товары, которые потребовали дополнительного указания на них в законе.  Однако в целом можно определить, что спустя 25 лет смысл предъявляемых требований остается тем же.

Статья, связанная с судебной защитой, в редакции закона 2016 г., дополнилась положением о том что «…иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту заключения или исполнения договора», такого положения в редакции закона 1992 г., не было.

Статья 18 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» в редакции 2016 г., по сравнению со статьей 17 «Последствия продажи товаров с недостатками» в редакции закона 1992 г., была дополнена новыми положениями, которые в принципе не исключают старые положения, а лишь их расширяют.

Несколько различаются статьи связанные со сроками так в ст. 18 «Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара» указано: по товарам, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить изготовителю указанные требования, если недостатки были обнаружены в течение шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества – не позднее двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором, а в редакции 2016 г. в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В ст. 20 «Замена товара с недостатками» в редакции закона 1992 года дается двадцатидневный срок с момента предъявления требования потребителем в случае обнаружения недостатков, если заменить не получилось немедленно, то ст. 21 «Замена товара ненадлежащего качества» определяет, что: такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. 

Мы снова приходим к выводу о том, что в редакции закона 2016 г., дается более подробное изложение нормы.

Интересным является и факт того, что четырнадцатидневный срок, который был дан для обмена непродовольственного (данного слова не было в редакции закона 1992 г.) товара надлежащего качества, в течение 25 лет остается неизменным. Конечно, в редакции закона 1992 года не было такого понятия как «дистанционный способ продажи товара».

Таким образом, проведя краткий анализ, на основании двух его редакций самой первой 1992 и редакции 2016 годов, отметим следующее.  Положения редакции закона 1992 г., безусловно, являются прогрессивными для своего времени. Последняя редакция закона за прошедшие в ней изменения, становится более конкретизированной.

В основном были внесены изменения в уже существующие нормы, также немало произошло дополнений в действующие нормы. В то время как упразднения каких-либо статей или абзацев достаточно мало, что говорит об изначально высоком уровне написания данного нормативно правового акта.

Статистика показывает, что за 25 лет действия Закона РФ «О защите прав потребителей» в него вносилось 143 изменения. Таким образом, можно сказать что, уже на начальном этапе данный закон был достаточно прогрессивным, и по прошествии времени своей прогрессивности не утерял, внесенные изменения только улучшили его, а тем кто отмечает, что закон до сих пор не имеет четкости, обоснованности и новизны, ответим словами Сократа: «Нет предела совершенству!».

 


Список использованных источников

Нормативные правовые акты:

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I).

книга

многотомное издание

3.Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века в 3-х книгах, кн.1. История России с древнейших времен и до конца XVII века. – М.: Изд-во «МИК», 1996.- 736 с.

Диссертация

4. Бычко М. А. Развитие законодательства о защите прав потребителей в России: историко-правовой аспект: дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.

Интернет источники

5. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, 2006-2016 г. URL: http:// mailto:rpn@55.rospotrebnadzor.ru (дата обращения 01.03.2017).

6. Провозглашение Президентом США Дж. Кеннеди основных прав потребителей. URL: http:// www.answers.com (дата обращения 01.03.2017).

4.5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.5 (2 голосов)

Спасибо автору за интересную и очень познавательную статью. В статье поднимается актуальный в наши дни вопрос защиты прав потребителей, детально расписано, как развивалось законодательство в этом направлении в России в течение последних 25 лет, а также интересна информация о начальном этапе развития данных правоотношений в Киевской Руси.

Прочитав статью хочу выразить благодарность автору!
Статья написана доступным и в тоже время научным языком, вопрос поднятый в ней является актуальным.
Я как специалист в данной области почерпнула для себя некоторые моменты, поэтому спасибо за интересную статью!

Виктория, спасибо за статью. Свежий взгляд на актуальную тему.

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем, с связи с чем возникает необходимость в четко функционирующем механизме гражданско-правовой защиты и ответственности. Поэтому считаю тему автора достаточно актуальной. Хочу отметить лаконичность и в то же время полноту содержания данной статьи, а также полезную информацию для каждого потребителя. Спасибо автору!

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".