Умбетова Махаббат Жаксылыковна,
Аркалыкский Государственный Педагогический Институт им. Ибрая Алтынсарина, г. Аркалык, Республика Казахстан
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, доцент кафедры педагогики ОмГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Современные социокультурные условия определяются стратегией на построение гражданского общества, что актуализирует необходимость быть граждански компетентным, освоив определенную массу информации, преобразовав ее в позитивную правовую установку личности, которая и определяет человеческие поступки в правовом поле. Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Г. В. Ф. Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса. Таким образом, «гражданское общество, как и общество вообще, представляет собой самоорганизующуюся систему поведения и взаимодействия людей друг с другом, связанных общностью интересов, активности, национальных и культурных традиций, особенностями экономики и не в последнюю очередь моральными, религиозными и правовыми ценностями. Не следует забывать, что нет гражданского общества вообще. В каждой стране существует свое «собственное» гражданское общество. Но есть то общее, что позволяет определить гражданское общество как систему жизнедеятельности самых различных личностей, сферу личной свободы, ограниченную только определенными социальными нормами (и, в первую очередь, моральными и правовыми)» [1, c. 3].
Законопослушность во многом определяется гражданской компетентностью. Приоритетом же для оптимального функционирования правового государства, которое еще только строится в России и Казахстане, является подчинение граждан праву, т. е. законопослушность. Последняя, в свою очередь, согласно нашей позиции, определяется гражданской компетентностью личности, которая представляет собой сплав гражданско-правовых знаний и, как говорил И. Кант, практического разума, т. е. готовности, нацеленности личности на реализацию этих знаний в социальной деятельности в рамках тех правовых пределов, которые определяются господствующим правопорядком.
Гражданская компетентность это, прежде всего, знание о законах, нормах права, устройстве и функционировании государства, его институтов, органов, знание о политических институтах и процессах, организации гражданской жизни и ассоциаций гражданского общества, принципах его жизнедеятельности, роли гражданина в обществе, его правах, обязанностях, гражданской ответственности. Гражданская компетентность предполагает и интеллектуальное освоение нормативно-оценочного содержания основ добродетельной нравственной жизни, необходимой для стабилизации общественного строя, экономического и политического порядка, для его нормативно-правового регулирования. Гражданская компетентность – это и интеллектуально-оценочное освоение символов, знаков, стереотипов, обычаев, норм, которые существуют в гражданско-правовой реальности и в реальности государства, права, социальных институтов.
Гражданскую компетентность формирует не только освоение информации, но ее формирует и существующая в обществе правовая культура, которая является определенным эталоном и по образцу которой в процессе правовой социализации формируется актуальная правовая культура студентов. Правовая культура – это «система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности» [2, с. 91]. Нельзя никогда окончательно сформировать правовую культуру, нельзя и завершить процесс повышения гражданской компетентности. Эти процессы – примеры длящейся актуальности.
Формироваться гражданская компетентность начинает в детстве. Велика роль в этом процессе семьи, особенно на ранних этапах социализации, и школы. Вот почему особое значение имеет высшее профессиональное образование в процессе правовой и политической социализации личности молодого человека. Одним из важных параметров политической социализации является политическая грамотность – «сознательное отношение к государственной власти, умение решать свои проблемы цивилизованно, на основе согласования своих политических интересов с интересами других людей, государственных учреждений, властных структур» [2, с. 91].
Проблематика гражданского образования молодежи приобретает в современных условиях всё большее общественное значение. В конечном итоге будущее нашего мира в решающей степени зависит именно от того, как сформируется подрастающее поколение, какими нравственными идеалами, социальными убеждениями и гражданскими нормами данное поколение станет вдохновляться и руководствоваться в своей жизни и деятельности.
Эта проблема далеко выходит за рамки какой-либо одной отрасли научного знания, носит поистине междисциплинарный характер. Вместе с тем реализация задач гражданского образования определяется не только логикой движения научной мысли и педагогическим опытом. Первостепенную роль играют духовный климат и реальные социально-политические условия, которые либо способствуют, либо препятствуют достижению желаемых результатов.
На современном этапе проблематика гражданского образования является наиболее разработанной в системе общего образования России. Становление современного гражданского образования в России началось с конца 80-х годов в связи с обновлением и трансформацией обществоведческого образования. Однако уже в начале 90-х годов, под влиянием быстрых общественных перемен, обозначилась тенденция к превращению гражданского обучения в самостоятельное и важное звено обществоведческого и общего образования.
В 90-е годы формирование нового направления обществоведения носило экстенсивный характер. Гражданское образование самоопределялось через внедрение в практику общего образования отдельных образцов, форм, обмен опытом и распространение информации на российском и международном уровнях. Эти тенденции получили и определенное институциональное оформление. В ноябре 1994 г. появился Указ Президента Российской Федерации № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях».
Возможности экстенсивного развития гражданского образования сейчас в значительной степени реализованы:
- создана первичная учебно-методическая база для всех ступеней обучения в общеобразовательных учреждениях. Эта база включает разнообразные учебные пособия, рабочие тетради, хрестоматии и сборники материалов для правовых олимпиад;
- предмет «Граждановедение» в качестве регионального компонента включается в учебные планы школ;
- возникло множество разнообразных подходов к содержанию гражданского образования, различающихся приоритетами в этой области;
- созданы различные структуры, авторские коллективы, занятые совершенствованием обществоведческого и гражданского образования;
- проводятся (в основном на региональном уровне) семинары, конференции, курсы повышения квалификации учителей в области гражданского образования.
О быстром освоении пространства гражданского образования в России говорит и разнообразие форм, в которых идет его развитие. Определились пять моделей (форм) гражданского образования:
- предметно-тематическая, наиболее разработанная и реализуемая в большинстве отечественных школ. Основу ее составляет большое число курсов и разделов, входящих в цикл «Гражданское образование»: «Граждановедение», «Политика и право», «Введение в политологию» и так далее;
- надпредметная, или ценностная.Включает педагогические стратегии, приемы и методы, с помощью которых педагогу удается транслировать и закреплять ценности гражданско-демократического типа;
- институциональная, связанная с моделированием школьной жизни по сценариям гражданского образования (школьное самоуправление, демократический уклад школьной жизни, создание в школе правового пространства);
- проектная, предполагающая участие школы в разработке и решении общественных проблем своего города или населенного пункта.
Вместе с тем при всей значительности и разнообразии опыта, накопленного в области гражданского образования, его внедрение в российские школы не свободно от ряда недостатков. Дальнейшее развитие гражданского обучения сдерживают:
- разобщенность курсов гражданского образования и отсутствие его единой вертикали даже в рамках системы общего образования;
- недостаточное внимание к нравственным аспектам гражданского воспитания;
- одностороннее освещение проблем прав человека, слабое внимание к вопросам ответственности личности за судьбу своей страны, практически полное исключение из содержания курсов вопросов патриотического воспитания;
- сведение содержания гражданского образования преимущественно к вопросам и темам правового характера;
- увлечение западными моделями гражданского образования, основанными на значительном социальном опыте поколений в странах с прочной демократической традицией; непонимание того, что фрагментарное или селективное усвоение этих традиций (рыночные отношения без деловой этики, правовые нормы и институты либеральной демократии без усвоения гражданской культуры) опаснее для становления гражданского общества, нежели сохранение ценностного ядра национальной культуры, его постепенная адаптация к потребностям экономической и политической модернизации;
- недостаточное развитие интегративных курсов гражданского образования, что делает не до конца проясненным его место в структуре школьного обществоведения;
- не разработанность как стратегии, так и конкретных направлений профессиональной подготовки и переподготовки учителей для преподавания основ гражданского образования в школах РФ.
Из сказанного вытекает ряд требований к современной концепции гражданского образования в системе общего образования России. Сформулируем главные из них. Концепция должна:
- интегрировать имеющиеся подходы к новой парадигме обществоведения: их простое воспроизводство или умножение сейчас вряд ли значительно повысят уровень и практическую эффективность гражданского образования;
- предложить пути формирования целостной модели (системы) гражданского образования в реальных условиях работы школ РФ. Как минимум, эта система должна содержать единую вертикаль гражданского образования в системе образования;
- обеспечить более тесную связь гражданского образования с практической реальной жизнью, задачами воспитания гражданина России;
- создать основу для разработки комплексных программ обучения и воспитания в области гражданского образования, которые должны помочь интегрировать дисциплины социально-гуманитарного цикла вокруг прочного ценностного ядра, ориентированного на нормы демократического гражданского общества и традиции российской культуры.
Несмотря на существующие различия в базовых подходах к гражданскому образованию, наметилась общность взглядов на его сущность и место в структуре содержания образования.
1. Сущностью гражданского образования является воспитание и развитие в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности (что значительно шире правового воспитания и обучения основам современной демократии). Понятие гражданственности включает в себя:
- понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;
- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;
- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;
- осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству.
2. Главной целью гражданского образования является воспитание современного цивилизованного человека — гражданина и патриота своей Родины. Или, в более практическом плане, — подготовка учащийся молодежи к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основные параметры которого определены в Конституции РФ.
3. Содержание гражданского образования представляет собой сложный комплекс, который включает в себя:
- приобщение к гражданским ценностям;
- приобретение знаний и практических навыков общественной жизни;
- активное участие в общественной деятельности.
Содержание гражданского образования может быть представлено и в более дифференцированном виде. В нем могут быть выделены следующие линии:
- социально-психологическая (человек в мире людей);
- нравственная (нравственные законы общественной жизни);
- правовая (права человека и гражданина);
- историко-культурологическая (как стать гражданином?)
Тот или иной набор содержательных компонентов определяет конкретные задачи гражданского образования.
4. Основная функция гражданского образования — служить интегрирующим ядром в системе образовательных, воспитательных и развивающих задач.
5. Свое назначение гражданское образование может выполнить при следующих условиях:
- на первый план выступает процесс воспитания личности, которому в определенной степени подчинен процесс обучения;
- воспитание в духе прав человека и гражданина должно быть основано на развитии положительного личностного самоопределения, критического мышления, усвоения демократических ценностей, уважения к своей стране, ее законам, культуре, истории и языку;
- гражданское обучение требует определенных личностных качеств и навыков у учителей и преподавателей (открытая гражданская позиция, демократический стиль работы, толерантность и уважение к личности учащегося, высокий уровень коммуникативной культуры).
Гражданское образование может быть реализовано через компетентностный подход. Компетентностный подход предполагает, что гражданская компетентность «должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий).
Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
1. Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
2. Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
3. Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
4. Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего, при решении социальных проблем.
5. Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях» [3, с. 12].
Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить два важных момента.
Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности. Гражданская компетентность, в отличие от ряда других компетентностей не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности, и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.
Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности» может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовываться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Поскольку гражданская компетентность «выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому стандарты в гражданском образовании должны строиться на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры» [4, с. 189].
Таким образом, проблематику гражданского образования в рамках системы высшего профессионального образования целесообразно рассматривать через гражданскую самореализацию личности будущего специалиста. Понятие гражданской самореализации кратко можно определить, как процесс, где личность выступает в качестве субъекта разнообразных видов деятельности и отношений, является творцом общества и самого себя. В процесс гражданской самореализации органично включаются все аспекты развития личности, так как не может быть гражданина без нравственной, профессиональной, семейной и других жизненных самореализаций.
Список литературы:
1. Орлова О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе: Автореф. дис. … д-ра юридич. наук. М. , 2009. 36 с.
2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
3. Подлесная Ю. Е. Гражданская компетентность в современном обществе: политологические аспекты формирования и развития: Автореф. дис. … канд. политич. наук. М., 2006. 22 с.
4. Чухин С. Г. Теоретический анализ феномена гражданской самореализации студенческой молодежи в современном гражданском обществе // GLOBALIZÁCIA A VZDELÁVANIE UČITEĽOV ALEBO KOĽKO GLOBALIZÁCIE UNESIE UČITEĽ?: SYMPÓZIUM BOLO PRÍSPEVKOM KATEDRY K OSLAVÁM 65. VÝROČIA ZALOŽENIA PEDAGOGICKEJ FAKULTY UNIVERZITY KOMENSKÉHO V BRATISLAVE /Zostaviteľka: PhDr. Nataša Ondrušková, CSc. Recenzent: prof. PhDr. Svetozár Krno, CSc. – BRATISLAVA: Univerzita Komenského v Bratislave. – 2012. – ISBN: 978-80-223-3188-3. – С.180-189.