Некоторые вопросы правового регулирования порядка проведения прокурорских проверок в досудебных стадиях уголовного процесса

Грачёва Ольга Алексеевна,
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов

 

Правовое регулирование должно представлять собой сложный и многогранный механизм деятельности прокурора, включающий в себя полномочия прокурора, средства прокурорского реагирования, прокурорские проверки исполнения закона, основания проведения проверок и так далее.

Традиционно, если обратиться к российскому законодательству, проведение прокурорских проверок не регламентировано. Уже с первого системного законодательного закрепления полномочий прокурора в досудебном производстве по уголовным делам в циркулярном ордере от 22 сентября 1802 года, прокурорам предписывалось осуществление своей деятельности в досудебном производстве путем проведения прокурорских проверок [2, c.310-312]. Однако, никаких иных полномочий, кроме как «ходатайствовать и настоять» прокурору в тот исторический период не предписывалось, вся его деятельность в досудебном производстве носила хаотичный, не упорядоченный и в большей части формальный характер.

В Уставе уголовного судопроизводства 1864 деятельность прокурора в досудебном уголовном процессе хотя и получила четкое законодательное закрепление, однако правовое регулирование прокурорских проверок и здесь осталось без должного внимания. Прокуроры по своему усмотрению осуществляли проверки по уголовному делу, давая соответствующие рекомендации[6].

Так Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24.05.1955 указывало, что прокурор вправе делать, осуществляя надзор за расследованием преступлений [5, ст.19]. В Уголовно-процессуальном кодексе  РСФСР 1960 года в ст. 211 говорилось только о полномочиях прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия[4]. Закон «О прокуратуре СССР» от 30.11.1979 года в ст. 29 дублировал эти же полномочия[1].

Отсутствие правового регулирования прокурорских проверок и упоминания о них в законе не означало их отсутствия на практике, напротив проверки носили всеобщий характер и являлись главным средством выявления всех нарушений [3, c. 7-19].

Действующий федеральный закон о прокуратуре не содержит норм, регламентирующих полномочия прокурора и правовые средства, применяемые им в досудебных стадиях уголовного процесса. В статье 30 Закона о прокуратуре говорится, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.  Следовательно, вся деятельность прокурора должна быть регламентирована. Но обзор (изучение) советского и постсоветского законодательства позволяет говорить, что порядок проведения проверок в досудебном  уголовном процессе регламентирован не в достаточной степени. Анализ деятельности прокурора в ранее действующем УПК РСФСР 1960 года дает основание полагать, что возможно и не было необходимости в детальной регламентации прокурорских проверок, так как прокурор обладал иными полномочиями, чем на сегодняшний день. Прокурор находился в правовом поле, осуществляя руководство предварительным расследованием и тем самым контролируя его в полном объеме (право возбуждать уголовные дела, право дачи обязательных для исполнения указаний, участия в производстве предварительного расследования и производстве отдельных следственных действий лично). Действующее законодательство лишает возможности непосредственно влиять на ход и результаты предварительного расследования, возлагая на прокуратуру только обязанность надзирать за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование. Надзор в данной сфере осуществляется путем проверки законности и обоснованности решений, принятых следователем (дознавателем).

Применительно к уголовному судопроизводству о прокурорской проверке говориться в ст. 37 УПК РФ, определяющей правовой статус прокурора в уголовном процессе. В статье указывается, что прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК), а так же истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК).

К сожалению, сам порядок, сроки и формы реализации данных проверок законом не установлены. Эти пробелы в законодательстве частично регулируются Приказами и Указаниями Генерального прокурора РФ, методическими разработками НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Являясь наиболее распространенным правовым средством прокурорского надзора, проверка исполнения закона должна быть подвергнута более подробной  и детальной регламентации законом. Имеющиеся методические рекомендации при отсутствии четких законодательных решений в части порядка осуществления прокурорских проверок порой не достигают цели. Недостатки правового регулирования организации проверок на досудебных стадиях уголовного судопроизводства отрицательно сказываются на практике.


Список литературы:

  1. Закон СССР от 30.11.1979 "О прокуратуре СССР"// "Ведомости ВС СССР", 1979, N 49, ст. 843/
  2. Полное собрание законов Российской империи.-Санкт-Петербург.- 1830.-Т.27, №20553, С.398: цит. по: Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Тайные советники империи. Российские прокуроры. XIX век. М., 1995.
  3. Скаредов Г.И. Участие прокурора в следственных действиях. М. Юр.лит, 1987 г.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (с постатейными материалами). М., Юрид.лит. 1987.
  5. Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 "Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР"// "Ведомости ВС СССР", 1955, N 9, ст. 222.
  6. Устав уголовного судопроизводства. С постатейными материалами, составленными М.П. Шрамченко и В.П. Ширковым. СПб., 1913.
0
Ваша оценка: Пусто