Михайлова Татьяна Вячеславовна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: преподаватель кафедры трудового права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» М.В. Подвязникова
В современном мире существует множество различных причин, как отрицательных, так и положительных, с которыми связано повышение стоимости медицинского обслуживания. Отрицательными факторами могут быть, например: высокая степень хронической заболеваемости, а также появление новых болезней и др. Одним из положительных оснований роста стоимости медицинского обслуживания может служить появление современных методов лечения и медицинских технологий.
В соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, одним из видов медицинской помощи является специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП), являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Существует 65 видов ВМП, которые в свою очередь делятся еще на несколько подвидов, отраженные в Приказе Минздрава России от 10.12.2013 года N 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи», например: операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности[1].
Одним из принципов охраны здоровья является доступность медицинской помощи. Реализация данного принципа является приоритетной задачей государственной политики в сфере здравоохранения.
Рассмотрим, что следует понимать под доступностью. В толковом словаре Ожегова С.И. доступный понимается как, подходящий для многих, для всех (по возможности пользоваться, по умеренности цены)[2].
Для того чтобы ВМП была доступна для пациентов, им необходимо четко понимать процедуру ее получения, а именно: порядок финансирования, условия реализации данного права и сроки предоставления.
Согласно Постановлению Правительства РФ «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» от 18 октября 2013 года № 932, финансирование осуществляется при помощи предоставления субсидий бюджетам субъектов из федерального бюджета, а также за счет средств субъекта РФ. Так, соответственно из федерального бюджета оплачивается ВМП, оказываемая федеральными медицинскими организациями, а из бюджета субъекта – медицинскими организациями субъекта РФ. При этом пациент вправе самостоятельно выбрать медицинскую организацию, где ему будут оказывать ВМП.
Порядок предоставления ВМП носит заявительный характер. Лечащему врачу необходимо составить выписку по медицинским документам, с которой пациент обращается во Врачебную комиссию, в которой он проходит лечение и наблюдается. Именно ей решается вопрос, в течение трех рабочих дней, о предоставлении либо об отказе в предоставлении ВМП[3].
Существует практика, когда обращаясь в соответствующий орган публичной власти с заявлением, они оставляют его без ответа. Так, например, гражданин Т. обратился в Департамент здравоохранения Краснодарского края с заявлением о предоставлении ВМП. В установленный срок Комиссия Департамента здравоохранения, в установленном порядке, ответ на его обращение не предоставила. Гражданин Т. был вынужден обратиться в Радиохирургический Центр Гамма-Нож ОУ ЛДЦ МИБС в г. Санкт-Петербурге, где ему была проведена операция. За оказание данной платной медицинской услуги он оплатил 180000 рублей. Департамент здравоохранения ссылался на то, что у истца отсутствовало право на получение бесплатной ВМП за счет средств бюджета. Судебная коллегия по гражданским делам решение суда первой инстанции оставила без изменении, а жалобу – без удовлетворения.
Если ответ Врачебной комиссию, в которой пациент проходит лечение и наблюдается, положительный, то документы направляются в Комиссию органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания ВМП. Проведение отбора должно быть осуществлено в течение 10 дней. В случае если, указанная Комиссия, усматривает наличие необходимых оснований для предоставления ВМП, то она оформляет соответствующий талон и направляет пациента в медицинскую организацию. При наличии медицинских показаний к госпитализации пациента, медицинская организация, оказывающая ВМП, не позднее 10 рабочих дней со дня оформления талона, принимает соответствующее решение.
Данный порядок получения окончательного разрешения на ВМП представляется сложным и многоступенчатым для пациента. Общий срок всех процедур, при положительном и своевременном ответе на каждом из этапов, равен приблизительно 2 месяца, без учета времени проведения различных исследований на первоначальном этапе и госпитализации.
Также существует очередность на получение ВМП. Пациент, имея окончательное положительное разрешение на ВМП (талон), не может реализовать свое право на ее получение, пока не подойдет его очередь. Остается открытым вопрос: если же вдруг, пациенту необходима срочная ВМП, как быть ему? Единственный выход из такой ситуации это оплатить данный вид медицинской помощи самостоятельно, обратившись непосредственно в платную медицинскую организацию. Но как уже говорилось выше, данный вид медицинской помощи является дорогостоящим, и не каждый пациент, нуждающийся в срочной ВМП, сможет сделать ее за свой счет. А также порядок возврата уплаченных сумм законом не предусмотрен и практика идет именно по этому пути. Так, например, истец в целях получения специализированной медицинской помощи она обратилась в Департамент здравоохранения г. Москвы по поводу выделения квоты для оплаты хирургического лечения и материалов за счет бюджета. В декабре 2010 года данная квота была выделена для проведения необходимой операции в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, операция была запланирована на 14 апреля 2011 года. Однако в связи с сильными болями истец не могла так долго ждать, и по совету врачей ей было предложено сделать данную операцию в ГКБ N 19 г. Москвы за свой счет на 2 месяца раньше. Для проведения операции С.Т. приобрела имплантаты, а также медицинские средства на послеоперационный период. В связи с данным обстоятельством истец считает, что свое гарантированное право на получение бесплатной ВМП она не использовала, следовательно ей должны быть компенсированы затраты на приобретенные медицинские средства за счет средств федерального и городского бюджета. Ответчик ссылался на то, что истец реализовала свое право на получение платных медицинских услуг за счет личных средств, им не соблюден порядок предоставления бесплатной ВМП. Возмещение каких-либо расходов, понесенных гражданами в связи с предоставлениями им платных медицинских услуг, законодательством не предусмотрено[4].
Таким образом, о реальной доступности ВМП можно говорить только в рамках декларативного характера. В действительности же, пациенту необходимо претерпеть различные сложности и трудности, для того чтобы хотя бы встать на очередь для получения ВМП, не говоря уже о ее фактическом получении.
[1] Электронный журнал «Азбука права» (дата обращения 14.03.2014).
[2] Электронный ресурс. http://enc-dic.com/ozhegov/Dostupnyj-7633.html.
[3] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2011 N 1689н «Об утверждении порядка направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с применением специализированной информационной системы».
[4] Консультант плюс. Определение Московского городского суда от 18.01.2013 по делу N 11-1782. Апелляционное определение Магаданского областного суда от 06.08.2013 N 33-729/2013 по делу N 2-2463/2013.
Татьяна Вячеславовна, видите ли Вы какие-либо пути решения проблемы предоставления высокотехнологичной медицинской помощи в настоящее время? Может быть государству следует ввести частичную компенсацию расходов на такой вид помощи? Или дифференцировать граждан - получателей по степени нуждаемости (оперативности предоставления) в ней?
Анна Вячеславовна, спасибо за вопрос! На мой взгляд, необходимо предоставить внеочередной порядок для пациентов, которым необходима срочная ВМП (на основании выписки лечащего врача).
Если же рассматривать частичную компенсацию расходов государством, то такой механизм проблему в целом не решит, а только лишь облегчит финансовые затраты тех, кто имеет возможность оплатить ВМП полностью или частично за свой счет. Пациенты, которые не имеют средств оплатить ВМП, так и останутся ждать своей очереди.
Согласна с Вами, в сложившейся ситуации это будет справедливо, однако, главное при таком подходе, чтобы количество внеочередников не превысило квоту. Благодарю за ответ!