Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Головская Татьяна Николаевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск

В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплен принцип охраны земли как природного ресурса, так как земля является основой жизни и деятельности народов. [1]
В соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) все земли Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на семь категорий. [2]
Данная статья посвящена одной из категорий земель – землям сельскохозяйственного назначения. На основании статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. [2]

Однако, к сожалению, большая часть сельскохозяйственных земель в Российской Федерации используются не по целевому назначению. Главным свойством земель сельскохозяйственного назначения является их плодородие. Одной из причин использования земель сельскохозяйственного назначения не по назначению является нахождение таких земель в частной собственности. В процессе приватизации, большая часть земель, принадлежащих колхозам и совхозам, была передана в частную собственность. Однако, в связи с относительно низкой налоговой ставкой, данные земли используются, как правило, как долгосрочный вклад, но не по назначению. Вследствие этого земли сельскохозяйственного назначения зарастают бурьяном, древесно–кустарниковой растительностью и в течение нескольких лет постепенно становятся непригодными к использованию. Собственникам этих земель продавать их по кадастровой стоимости слишком невыгодно, а арендовать такие земли так же очень неудобно, так как арендатор становится слишком зависимым от решений собственника земли. От такого положения дел страдает сельское хозяйство. Что касается санкций за нецелевое использование земель, то самая отрицательная санкция – это изъятие земельного участка у собственника. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. [3]

В постановлении Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» указаны признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Например, на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений, залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка, залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов, закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка. [4]
При выявлении одного из критериев, указанных в данном постановлении Правительства надзорными органами этот земельный участок может быть изъят у собственника.

В настоящее время широко распространено индивидуальное жилищное строительство. В статье 1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» подчеркивается, что действие данного Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства. [3] Из выше указанного мы видим, что спрос на индивидуальное жилищное строительство, как правило, к сожалению удовлетворяют за счет земель сельскохозяйственного значения. Таким образом, с каждым годом все больше земельных участков выбывает из оборота земель сельскохозяйственного назначения.
От нецелевого использования земель также страдает и бюджет. Как говорится: «нет производства, нет доходов, нет налогов». И вместо того, чтобы поднимать сельское хозяйство наше государство раздает земли под жилищное строительство.

Что же делать? Как обеспечить использование земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению? Я предлагаю не предоставлять земли сельскохозяйственного назначения под индивидуальное жилищное строительство. Россия с древних времен была аграрной страной, поэтому и сейчас нашему государству необходимо иметь свое хорошо развитое сельское хозяйство. Поэтому я предлагаю ограничить оборот вышеуказанных земель, предоставляя их только определенным субъектам земельного права, а именно: крестьянско-фермерским хозяйствам, гражданам, живущим в сельской местности и индивидуальным предпринимателям, занятым в сфере выращивания сельскохозяйственных культур.


Список литературы:

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  • «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ»
0
Ваша оценка: Пусто