Международные договоры как материальный источник уголовного права

А.В.Подолина, студентка 3 курса юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации

Научный руководитель: И.В. Розумань, канд.юрид. наук, доцент. зав. кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики СибУПК.

В процессе подготовки УК предпринимались попытки рассматривать международно-правовые нормы в качестве формальных источников уголовного права. В частности, один из проектов содержал норму, в соответствии с которой ратифицированные Россией нормы международного права имеют приоритет над российским уголовным законодательством для государства, суда и гражданина и в случаях противоречия норм уголовного законодательства международному праву приоритет должен был отдаваться нормам международного права.

На первый взгляд данное положение соответствовало Конституции РФ, ст. 15 которой устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Однако в окончательный текст УК РФ данная норма не вошла, что дало основание утверждать, что УК является исключением из общего конституционного правила о приоритете норм международного права над национальным законодательством.

Согласно названному Закону положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 6 постановления от 10 октября 2003 г. № 5, международные договоры, которые предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредствен­но, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления  наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом[1].

Международные договоры, содержащие нормы уголовно-правового характера, в силу своих внутренних особенностей и специфики в принципе не могут иметь прямое действие на территории России по нескольким причинам. Во-первых, далеко не все международные конвенции содержат определения деяния, признаваемого международным сообществом в качестве преступного. Нередко в них лишь выражается намерение государств - участников бороться с теми или иными общественно опасными явлениями. Во-вторых, даже если конвенции определяют объективные и субъективные признаки преступного деяния, они практически никогда не устанавливают санкции за них. В-третьих, даже в тех случаях, когда нормы международного права содержат указания на вид наказания, который следовало бы применять к лицам, виновным в совершении преступления, они никогда не предусматривают конкретный размер наказания.

Кроме того, согласно ст. 8 УК РФ уголовной ответственности в РФ подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ2. Таким образом, даже ратифицированные Россией международные договоры и конвенции, содержащие нормы уголовно-правового характера, не могут быть составной частью российского уголовного законодательства, не могут иметь прямое действие на территории России и не могут являться формальным источником уголовного права.



[1] См: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5“О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации”.

 

2.6
Ваша оценка: Пусто Средняя: 2.6 (5 votes)

Поскольку я являюсь единственным представителем ярославской школы уголовного права, мне хотелось бы выразить позицию моей кафедры по вопросу прямого действия на территории России ратифицированных международных источников. Так, например, профессор кафедры уголовного права и криминологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, д.ю.н. Кругликов Л.Л. в одной из своих статей указывал, что непосредственное действие международных договоров возможно, если речь идет о нормах, характерных для Общей части УК РФ. В качестве примера он приводил разрешение пробела в уголовном законодательстве, который заключался в том, что после распада СССР не был решен вопрос о допустимости учета по уголовным делам прежней судимости лица в других республиках Союза и других странах СНГ. Данный пробел был ликвидирован Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран-участниц СНГ от 22 января 1993 года. В ст. 76 данной конвенции указывалось: “Каждая из Договаривающихся Сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учитывает предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства независимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны они возникли”. Далее последовало толкование Пленума Верховного Суда РФ, который в постановлении № 5 от 25 апреля 1995 года со ссылкой на ст. 76 Конвенции пояснил, что судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство и не должны приниматься во внимание при квалификации преступлений. Таким образом, положения международных договоров могут применяться непосредственно в качестве источников уголовного права России. (Кругликов Л.Л. Источники и составные части уголовного законодательства Российской Федерации // Проблемы теории уголовного права. Избранные статьи (1982-1999 гг.) Ярославль, 1999. С. 33-42).

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".