Место и роль независимой оценки квалификации в регулировании трудовых отношений

Рогатко Елена Сергеевна,
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

 

В связи с введением в 2016 г. профессиональных стандартов возникла и необходимость в оценке квалификации. В соответствии с Трудовым кодексом РФ под квалификацией работника понимают уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [1]. С 1 января 2017 года можно определить соответствие квалификации работника или соискателя на должность положениям профессионального стандарта или установленным квалификационным требованиям проведением независимой оценки квалификации.

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проведенная центром оценки квалификаций [2].

За прохождением независимой оценки квалификации соискатель может обратиться как по собственной инициативе, так и по направлению работодателя. Согласно ответам Министерства труда и социальной защиты РФ оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда. При успешном прохождении профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, которое может быть предъявлено гражданином при трудоустройстве [3].

Тут перед нами встает вопрос о подмене понятий профессионального образования и оценки квалификации. Можно ли поставить знак равенства между дипломом образовательной организации  и свидетельством о квалификации? Нет.

Представим ситуацию: работник, не имея соответствующего образования, продолжительное время работает. Его отправляют в центр оценки квалификации, где при успешной сдаче экзамена он получает свидетельство. В случае увольнения работник начинает искать подходящую вакансию. С чем  он может столкнуться? С тем, что при приеме на работу работодатель потребует представить документ, подтверждающий уровень образования, а не свидетельство центра оценки квалификации. Так какое практическое значение  имеет институт независимой оценки квалификации в отношении данных работников? Вопрос остается открытым.

Независимую оценку квалификации необходимо отличать от аттестации, которая проводится создаваемой работодателем аттестационной комиссией для определения соответствия работника занимаемой им должности или выполняемой работе и по результатам которой с работником может быть расторгнут трудовой договор в связи с выявлением у него недостаточной квалификации. При этом итоги прохождения независимой оценки квалификации не освобождают работника от прохождения аттестации, если работодатель посчитает необходимым её провести [4]. Другое дело, что положительные итоги независимой оценки квалификации будут дополнительным аргументом в пользу работника, в том числе, и в случае оспаривания работником итогов аттестации в суде.

С точки зрения работника, оспаривание итогов аттестации вызваны двумя проблемами:  нарушена сама процедура аттестации  либо неверно оценены деловые качества работника.  Последнее связано с субъективностью, оценочностью данной категории, от которой внутри организации избавиться практически невозможно. Неслучайно в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 поясняется, что выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. Эта позиция позволяет работникам всеми не запрещенными законом способами защищать свои трудовые права.

В свою очередь, независимая оценка квалификации будет проводиться не работодателем и вне стен самой организации. Этим займется специализированный центр оценки профессиональной квалификации, что, позволит в будущем преодолеть фактор субъективности [5].  В случае оспаривания результата аттестации свидетельство об успешном прохождении независимой оценки квалификации станет дополнительным аргументом в суде для работника.

Нужно ли отказываться от аттестации? В настоящее время понятно и известно, что использование аттестации и независимой оценки квалификации обязательно не для всех и не всегда, поэтому от аттестации, отказываться законодатель не предлагает. Хотя некоторое сходство данных институтов присутствует, это в дальнейшем может привести к проблемам их применения.

Рука об руку с независимой оценкой квалификации шагает и институт профстандартов. С ним, как с эталоном, и сравниваются имеющиеся знания, умения и навыки работников. Так, если нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения [5].   Независимая оценка квалификации выступает вспомогательным средством внедрения профстандартов.

Рассмотрим это на конкретном примере.

В соответствии со ст. 217 ТК РФ специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Требования к квалификации специалиста по охране труда установлены ТК РФ. Это значит,  что применять профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда", утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н, обязаны все организации. Направив специалиста по охране труда на независимую оценку квалификации, работодатель убедится в его соответствии (либо несоответствии) профессиональному стандарту.

ТК РФ не предусматривает такого основания расторжения трудового договора, как несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому в случае если работник не соответствует профессиональному стандарту, а требование о соответствии является обязательным, работодателю надо провести мероприятия по внедрению профессиональных стандартов. Одним из этапов внедрения профессионального стандарта является доведение квалификаций, знаний и умений работников до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. После проведения всех мероприятий по внедрению профессионального стандарта работодатель может провести аттестацию работника. В случае неудовлетворительных результатов по итогам аттестации расторгнуть трудовой договор с работником можно будет на законных основаниях (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) [6].   

Тут происходит некоторое наложение друг на друга трех институтов: профстандартов, аттестации и независимой оценки квалификации. Те категории работников, в отношении которых установлены профстандарты, должны подтвердить наличие у них соответствующей квалификации. Было бы целесообразно предоставить работодателю право отправлять работника на независимую оценку квалификации без согласия самого работника и внести в   Трудовой кодекс РФ основание для увольнения работника – неудовлетворительное прохождение независимой оценки квалификации в отношении  работников, для которых профстандарты обязательны. Так как аттестацию работника проводит работодатель, а независимую оценку квалификации специальный центр, то введение такого основания для увольнения работника будет способствовать уменьшению количества дел в судах по оспариванию итогов аттестации. 

Институт независимой оценки квалификации на сегодняшний день подвергнут широкому обсуждению, поскольку некоторые вопросы его применения остаются открытыми.

Список литературы:

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
  3. Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"  Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
    от 21 апреля 2017 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/456061591
  4. Независимая оценка квалификации. URL http://hrmaximum.ru/articles/ocenka_i_attestaciya/1296
  5. Папроцкая О. Оценка и споры о квалификации работников//Трудовое право: N 10. октябрь 2016. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8264
  6. Герасименко Н. Независимая оценка квалификации: кому и зачем она нужна// эж-ЮРИСТ: N 29. июль 2017 г. URL: http://трудовые-договоры.рф/article/1687
4.857145
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.9 (7 votes)

Интересно было ознакомиться с Вашей статьей, действительно, тема актуальна. Хотелось бы уточнить, что Вы понимаете под "мероприятиями по внедрению профессиональных стандартов"? Разработка должностной инструкции и ознакомление с ней работника ... что-то еще? Предложения Ваши носят дискуссионный характер, сложно представить, как можно провести оценку квалификации без согласия работника, только вероятно по документам об образовании.

Здравствуйте!Спасибо за вопрос. Тема, действительно,актуальна.В настоящее время в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург проходят семинары, посвященные применению данного института.
Так как Федеральному закону "О независимой оценки квалификации" всего год, то практика его применения еще не сложилась, и отношение к данному институту неоднозначное в силу того, что многие вопросы остаются открытыми и требуют разрешения.
Отвечаю на Ваш вопрос: что понимается под "мероприятиями по внедрению профессиональных стандартов"? Прежде чем принять в своей организации профстандарт и начать работать по нему, следует выполнить следующий план мероприятий по внедрению профстандартов:
Создание комиссии, которая будет отвечать за изучение и внедрение стандарта, а также составит план внедрения профессиональных стандартов в организации;
Изучение профстандарта, определение списка должностей, которые необходимо привести в соответствие с профессиональными стандартами. В случае, если требуются какие-то штатные перестановки, следует подготовить соответствующие распоряжения и уведомить об этом работников в установленный законом срок.
Также необходимо провести проверку уровня квалификации указанных сотрудников. Это можно сделать 2 способами:
воспользовавшись услугами специальных учебных центров;
создав специальную внутреннюю аттестационную комиссию.
Уведомить работников, должности которых подпадают под действие профстандарта.
Подготовить документы, которые в результате введения профстандарта будут изменены. Это могут быть:
локальные нормативные акты;
дополнительные соглашения к трудовым договорам;
положения подразделений;
должностные инструкции.
Обеспечить свободный доступ к профстандартам.
Ознакомить соответствующих сотрудников с новыми нормативными актами, дополнениями и изменениями в них.

Я соглашусь с Вами, что мои предложения носят дискуссионный характер. Суть состоит в том, что когда есть возможность провести независимую оценку квалификации в центре профессиональной оценки квалификации, направлять работника именно туда. В случае неудовлетворительных итогов независимой оценки квалификации работодатель имел бы право уволить работника, в отношении которого профессиональные стандарты обязательны, на законных основаниях. Таким образом, исключительно в отношении работников, для которых профстандарты обязательны, будут действовать в этом плане два аналогичных института: аттестация и независимая оценка квалификации. И выбор куда направить работника для подтверждения своей квалификации должно предоставляться работодателю: будет это аттестация или независимая оценка квалификации. Здесь более выгодно работодателю выбирать второй вариант (естественно,когда есть возможность ее провести) т.к. работник может пойти в суд для оспаривания итогов аттестации, проводимой работодателем. А независимую оценку квалификации проводит специальный центр, абсолютно не связанный с работодателем, здесь фактор субъективности будет отсутствовать.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".