Медицинское обслуживание иностранных граждан в Российской Федерации

Смагина Марина Александровна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: преподаватель кафедры трудового права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» М.В. Подвязникова 

Рост межгосударственных перемещений населения, вызванный центростремительными тенденциями мировой интеграции и неравенством экономических условий в разных странах, способствует формированию новой иммиграционной ситуации в Российской Федерации, характеризующейся массовым въездом в страну иммигрантов. По данным официальной статистики, за январь-декабрь 2013 года на территорию России въехало 17 342 369 иностранных граждан, что почти на 1 500 000 человек больше, чем за январь-декабрь 2012 года. В настоящее время на территории Российской Федерации находится 10 847 352 иностранных граждан и лиц без гражданства[1]. Перемена места жительства, климата, условий жизни и работы не может не сказаться на здоровье указанной категории граждан. Результаты исследования показали, что процесс миграции сам по себе может оказывать отрицательное влияние на здоровье мигрантов[2].Таким образом, возрастает риск увеличения количества болеющих иммигрантов, в связи с этим, проблемы медицинского обслуживания иностранных граждан становятся особенно актуальными.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права являются частью ее правовой системы. Согласно Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, иностранные граждане пользуются правом на охрану здоровья, медицинское обслуживание, при условии, что это не возлагает на ресурсы государства чрезмерного бремени[3]. В настоящее время оказание медицинской помощи иностранным гражданам является не только реализацией прав указанных граждан на сохранение здоровья, но и нагрузкой на бюджет Российской Федерации, обусловленной отсутствием механизма, позволяющего обеспечить права иммигрантов на доступность медицинских услуг без нанесения ущерба государственной системе здравоохранения.

На территории РФ одной из форм социальной защиты интересов граждан в сфере охраны здоровья является медицинское страхование.  Целью которого является обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи. Застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования  Российской Федерации являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»[4]. Это означает, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в России, не являются застрахованными лицами. Однако законодательством предусмотрено, что медицинская помощь в экстренной форме и скорая, в том числе специализированная, медицинская помощь как застрахованным, так и незастрахованным иностранным гражданам оказывается бесплатно[5]. Следовательно, на оказание медицинской помощи иностранным гражданам, например, при родах, обострении хронических заболеваний, в том числе, которыми указанные граждане заболели до въезда в Россию, тратятся средства бюджета Российской Федерации.

Также определенную проблему в России представляет рост числа заболеваний туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и другими инфекционными болезнями. Как отмечает Алан Руссо, незаконная миграция представляет собой нетрадиционную угрозу безопасности России, депопуляция населения которой связана не только с алкоголизмом, недоеданием, инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, передающимися половым путем, но и с проблемами, исходящими от внешнего источника опасности[6]. По оценкам Организации Объединенных Наций, из 175 миллионов мигрантов во всем мире 120 миллионов составляют работники-мигранты и их семьи[7]. В настоящее время иностранные граждане, прибывшие в Россию в порядке безвизового режима, для получения разрешения на работу представляют документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, опасных для окружающих и предусмотренных перечнем, установленным постановлением Правительства РФ № 188 от 2 апреля 2003 года. Данная норма не распространяется на иностранцев, желающих получить патент на работу у физических лиц. Такие граждане, не имеющие документ о состоянии здоровья, (возможно, будучи больными) осуществляют свою трудовую деятельность у работодателя. Это ведет к распространению заболеваний, как среди других иностранных рабочих, так и российских граждан. В свою очередь, если у иностранных граждан и лиц без гражданства выявлены заболевания, входящие в перечень, установленный постановлением Правительства РФ № 188 от 2 апреля 2003 года, эти лица подлежат депортации. Однако в судейской практике есть примеры оспаривания депортации, предусмотренной в указанном случае.

Так, Европейский суд по правам человека, в постановлении от 10 марта 2011 года (жалоба № 2700/10) установил нарушение статьи 8 во взаимосвязи со статьей 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с отказом в выдаче заявителю, являющемуся иностранным гражданином, разрешения на временное проживание в Российской Федерации, ввиду наличия у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)[8]. Как отметил Европейский Суд по правам человека российские власти и национальные суды при решении вопроса о временном проживании заявителя не приняли во внимание возможность учитывать фактические обстоятельства каждого конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений - учета семейного положения, состояния здоровья ВИЧ-инфицированного лица. Таким образом, гражданин Узбекистана Киютин, получив разрешение на временное проживание,  получил право иметь полис обязательного медицинского страхования, который удостоверяет и в полном объеме обеспечивает право на медицинскую помощь и охрану здоровья.  
Исходя из изложенного, можно прийти к выводу, что для защиты граждан от последствий массовой миграции требуется введение обязанности для въезжающих (на срок до 90 дней) на территорию Российской Федерации иностранных граждан по оформлению полиса медицинского страхования с уплатой страхового взноса. Указанный полис стал бы аналогом полиса обязательного медицинского страхования.

Представляется возможным дополнить статью 25. 9 Федерального закона от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию» пунктом 2, предусматривающим, что иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны представить полис медицинского страхования. Полис медицинского страхования, приобретаемый иностранным гражданином вместе с билетом в Россию, подлежит представлению в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию. Данная мера не только сохранит бюджетные средства, но и обеспечит иностранным гражданам необходимое медицинское обслуживание на территории Российской Федерации.

Резюмируя вышесказанное, порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам требует создания механизма, позволяющего обеспечить права иммигрантов на доступность медицинских услуг без нанесения ущерба государственной системе здравоохранения.


Список литературы:

[1] URL: http://www.fms.gov.ru//.

[2] Здоровье мигрантов. Доклад Секретариата Всемирной Организации Здравоохранения. А61/12. 7 апреля 2008 г. С. 1.

[3] Ст. 8 Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны от 13 декабря 1985 г. // Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права. 1996.  С. 255 - 259.

[4] Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» от 6 марта 2013 г.  № 186. // СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1035.

[6] Руссо. А. Нетрадиционные угрозы безопасности России и Евразии. - № 7. – М., Московский Центр Карнеги. 1999. – С. 11.

[7] Здоровье трудовых мигрантов. Информационный бюллетень. — М.: Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения, 2012, сентябрь.

[8] Постановление Европейского Суда по правам человека от 10 марта 2011 г. // Международное правосудие. 2012. № 1. С. 29-32.

3
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3 (6 votes)

Марина Александровна, Вы предлагаете данные меры только для иностранных граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации на срок до 90 дней, с чем это связано?

Анна Вячеславовна, добрый день! Это связано с тем, что срок в течение которого временно пребывающие иностранные граждане могут находиться на территории Российской Федерации ограничен и составляет не более девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. Указанные иностранные граждане не имеют полиса медицинского страхования.
Другие категории иностранных граждан - временно и постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют разрешение на временное проживание (срок действия разрешения на временное проживание составляет три года) и вид на жительство (вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет) соответственно, и согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются застрахованными гражданами, а значит имеют полис обязательного медицинского страхования.

Благодарю за ответ!

Марина Александровна, прочитав Вашу статью, у меня возникло несколько вопросов:
1. Если у иностранного гражданина выявлено заболевание, входящее в перечень, установленный постановлением Правительства РФ № 188, то это лицо подлежит депортации. Однако ЕСПЧ было установлено нарушение Конвенции в приведенном Вами примере. Можно ли вести речь о противоречии постановления Правительства РФ международному договору, а именно Европейской Конвенции? Не увеличится ли количество жалоб в ЕСПЧ при наличии такого прецедента?
2. Какие образом разрешается данная проблема в других странах?
Заранее спасибо за ответ.

Ольга Сергеевна, противоречие есть,но касается оно только иностранных граждан,которые имеют на территории России семью и детей. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, согласно которому на лиц, состоящих в браке и имеющих ребенка, правило о депортации распространяться не будет.
В ряде зарубежных стран также имеют место правила о депортации при ВИЧ-инфекции (Сингапур, Саудовская Аравия, Узбекистан, Болгария). В некоторых странах нет ограничений свободы передвижения иностранных граждан,зараженных ВИЧ-инфекцией (например, США, Китай), но такие иностранные граждане имеют доступ к лечению только за личные средства в негосударственных учреждениях.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".