«Конфликт поколений» как явление в культурной интеграции современной молодежи

Куриляк Виталий
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии и психологии ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века – юность; в 20-е годы ХХ века столетия – старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология – наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизмах развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология – наука о пожилом возрасте, андрагогика – наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в 21 веке повышается.

Чем характерен 21 век для России? Что особенного есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

- преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;

- приобщение к семейным и к общественно-значимым ценностям (образование, здоровый образ жизни);

- передача собственности по наследованию;

- степень зависимости и ответственности между поколениями;

- государственная политика по отношению к разным поколениям;

- соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

- понижение социального статуса пожилых людей;

- изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;

- обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;

- распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании.

Конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.

Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: «великий разрыв» и «ничего нового». Разговор пока шел в основном о конфликтах, и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент, является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни «абсолютное обновление», ни «абсолютный разрыв» – и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу – эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно «взламывают» и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказа от преемственности, уничтожения традиции, а значит и разрушения культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Культурная интеграция понимается как взаимосвязь различных частей культуры, когда они объединяются в некую целостность. Культурная интеграция (единство культуры) создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. В том и другом случае речь идет об объединении разных элементов (людей или артефактов) в единую культурную систему.

В России за период двадцатого века произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных возрастных групп.

В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Вторая мировая), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к изменчивой идеологической ситуации в стране.

Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать, что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему.

В общественном сознании (на территории СНГ, в том числе и в России) сравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Большинство людей частной собственности не имели и психология собственника в России еще не сформировалась. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются никому ненужными.

Поэтому, специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих тенденциях:

- обесценивание старости в глазах молодого поколения;

- поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;

- передача собственности по наследству;

- вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;

- дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей;

- увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

Главной задачей в разрешении «конфликта поколений» является эффективная адаптация стариков и молодежи к быстро изменяющимся условиям социальной жизни без жесткой иерархии, без насилия, сохраняя уважении друг к другу, с обязательным утверждением авторитета и благодарности своим старым родителям, к пожилым людям, с доверием и любовью к растущему человеку.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков – пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты, порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, нарушить культурную интеграцию современной молодежи.

3.6
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.6 (5 votes)

Виталий, тема интересная, а форма изложения далека от совершенства, порой нарушена логика. Обратите на это внимание, если хотите совершенствоваться как исследователь.

Форма изложения, отсутствие литературных источников, ссылок на них,отсутствие конкретных имен исследователей, обобщающий подход к проблеме сводит на нет научный интерес к исследуемой проблеме.

В данной статье автор осуществил попытку анализа проблемы «конфликт поколений» в начале 21 века. Попытка достаточно смелая, если учесть то, что в современном российском обществе конфликт поколений приобретает социально-культурную специфику, которая принципиально отличается от предыдущих эпох. Основным противоречием данной проблемы является то, что построение «социального государства» сопровождается явлением «выталкивания» граждан этого государства за барьер государственных интересов. Это «выталкивание» затрагивает все поколения, не только стариков, но и молодежь. Поэтому, с автором можно не согласиться в выводе, когда он утверждает, что главное измерение гуманизма – это забота только о стариках. То есть, явление социального безразличия имеет более широкие рамки, чем «конфликт поколений», но данный конфликт, бесспорно, вносит свое своеобразие в данные процессы. Вызывает уважение научная смелость автора в постановке данной проблемы и обосновании тех факторов, которые ее символизируют.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".