К вопросу об общих мерах профилактики наркомании

Хаматнуров И. Н.,
курсант 4 курса Уфимского юридического института МВД России

 

Наркопреступность характеризуется способностью в современных условиях к перерождению в новые, более опасные формы, взаимодействуя с проявлениями экстремизма, национализма, терроризма и другими разновидностями современной преступности. Она дестабилизирует все составляющие общества, требует огромных разноплановых затрат, в первую очередь финансовых средств и людских ресурсов, которые отвлекаются от выполнения других социально значимых задач[1].

Наркомания оказывает прямое влияние на ухудшение социально-психологической атмосферы общества, становится своеобразным тормозом прогресса. Современная криминальная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, представляет реальную угрозу не только для нормального функционирования и совершенствования социальных отношений, она способна вообще перечеркнуть будущее любого общества, является реальной угрозой его национальной безопасности.

Предупреждение распространения наркомании позволит снизить не только уровень их преступных проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, наказании лиц, виновных в «наркотических» и связанных с ними преступлениях, так и на лечении лиц, страдающих наркоманией, проведении с ними реабилитационных мероприятий.

Предупредительная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков включает две составные части:

а) общее предупреждение, основным содержанием которого являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершенствованию правовой деятельности по пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

б) индивидуальное предупреждение в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и склонных к совершению на этой почве преступлений.

Общее предупреждение заключается в выявлении специфических криминогенных обстоятельств, способствующих вовлечению населения в немедицинский прием наркотических средств, и проведению мероприятий по прекращению или уменьшению влияний этих детерминант.

Общепредупредительные мероприятия включают:

- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с наркотиками и злоупотребления ими;

- формирование негативного по отношению к употреблению наркотиков общественного мнения населения; осуществление контроля над процессами законного оборота (от производства до реализации и использования наркотиков) с тем, чтобы исключить их использование в немедицинских целях[2].

Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты. Такая деятельность правоохранительных, государственных и негосударственных органов обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого-педагогического и собственно предупредительного характера.

Формирование у населения антинаркотической позиции предполагает широкую разъяснительную работу об опасности для жизни и здоровья злоупотребления наркотиками и последствиях такого поведения. О правовых последствиях нарушения законодательных норм, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками, о возможных путях излечения от наркотической зависимости; о профилактической работе с населением для исключения условий, способствующих приобщению граждан к потреблению наркотиков.

Пожалуй, только интеграция мощных усилий со стороны всех структур, осуществляющих борьбу с незаконным транспортировкой, сбытом и злоупотреблением наркотиками, способна приостановить и взять под контроль наркоманическую катастрофу.

Проблема наркотизма, будучи с точки зрения Всемирной организации здравоохранения биопсихосоциальной, на любом уровне решается с привлечением различных специалистов: политиков, медицинских работников, педагогов, психологов, журналистов, социальных работников, правоохранительных структур, исследователей населения и самого сообщества потребителей[3].

 


[1] Петрова Т. А. Межведомственный круглый стол «Проблемы взаимодействия подразделений органов внутренних дел с другими субъектами государственного предупреждения преступлений и иных правонарушений» (Москва, ВНИИ МВД России, 27 октября 2011 г.) [Текст] / Петрова Т. А. // Административное право и процесс. 2012. № 2.  С. 78 - 80.

[2] Иванов В.П. О консолидированных действиях всех ветвей и уровней власти России по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации [Текст] : Доклад на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «правительственного часа», 30 июня 2010 г. // Наркология. 2010. № 9. С. 14.

[3] Ролик А. И., Романова Л. И., Федоров А. В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты [Текст]: Монография / Под ред. и с пред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2009. С. 53.

 

0
Ваша оценка: Пусто