Григорьева Е. К.,
курсант 4 курса Уфимского юридического института МВД России
Современная криминальная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, представляет реальную угрозу не только для нормального функционирования и совершенствования социальных отношений, она способна вообще перечеркнуть будущее любого общества, является реальной угрозой его национальной безопасности.
Индивидуальное предупреждение злоупотреблений наркотическими средствами и преступлений осуществляется в следующих направлениях:
- выявление лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению на этой почве преступлений;
- устранение причин и условий индивидуального антиобщественного или противоправного поведения;
- устранение конкретных обстоятельств, приводящих к употреблению ими наркотиков;
- осуществление наблюдения и обеспечение иного социального контроля за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных на этой основе к правонарушающему поведению;
- осуществление в отношении указанных выше лиц мер воспитательного, медицинского, правового и иного характера с целью недопущения правонарушающего поведения с их стороны.
Наркомания тесно связана с преступностью и является, образно говоря, питательной почвой для совершения различных преступных деяний, прежде всего корыстных и корыстно-насильственных. Нелегальное приобретение наркотиков требует значительных материальных затрат. Стоимость наркотических средств на «черном рынке» превышает аптечные цены на наиболее распространенные виды наркотиков в десятки и сотни раз. Эффективное предупреждение корыстных и корыстно-насильственных преступлений позитивно повлияет на состояние предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.[1]
Значительную опасность представляет нелегальное распространение наркотиков в местах лишения свободы. Как правило, наркотики доставляются в исправительные учреждения родственниками осужденных или иными лицами, имеющими выход за территорию исправительной колонии. Многие потребители наркотиков (до 15%) приобщились к этому пороку именно в местах лишения свободы.
Кроме мер в правоохранительных органах, большое значение имеет адекватная социальная и образовательная политика, начиная с семейной ячейки общества и заканчивая социумом в целом. Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, жизненной устойчивости перед трудностями, являются наиболее эффективными в плане профилактики наркоманического поведения.
Если удастся окончательно переломить существующую «моду» на наркотики и продолжать прививать «моду» на красоту, спорт и здоровье, то можно предположить, что рост распространения наркомании и токсикомании будет стабилизирован, а спрос на наркотики уменьшится. Как уже отмечалось выше, само по себе антинаркотическое мероприятие, имеющее благую цель, может быть не только бесполезным, а даже вредным. Например, по мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, просвещение о наркотиках и о вреде от них, а тем более простое запугивание не снижает уровень потребления. При определённых обстоятельствах, особенно в руках неподготовленных сотрудников, такие мероприятия могут напротив возбуждать у аудитории патологический интерес к наркотикам, желание экспериментировать с ними. В этой связи всегда нужно помнить об основополагающем принципе медицины: «Не навреди!».
Исходя из современных основ профилактики наркомании, все заинтересованные ведомства и отдельные специалисты должны направить основные усилия на вытеснение «наркоманической субкультуры» культом здорового образа жизни[2]. Подача информации о наркотиках должна быть адресной, с учётом возраста и социального статуса аудитории. Шумные, дорогостоящие и, как правило, одноразовые акции типа «Мы против наркотиков!» гораздо менее эффективны (а порой вредны), чем рутинная долговременная работа по формированию трезвеннического мировоззрения подрастающего поколения, чем конкретные мероприятия, направленные на организацию духовного роста индивидуума и его здорового досуга.
Таким образом, мероприятия по профилактике распространения наркомании можно сгруппировать в пять основных блоков:
- организационно-правовые меры;
- профилактика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами;
- лечение, восстановление трудоспособности и реабилитация лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков;
- обеспечение контроля за производством и распределением наркотических средств и психотропных веществ;
- пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
[1] Чирков Д. К. К вопросу о стратегических мерах государственной политики по предупреждению наркотизма несовершеннолетних и связанных с ним преступлений [Текст] / Чирков Д. К. // Наркоконтроль. 2011. № 4. С. 26 - 30.
[2] Петрова Т. А. Межведомственный круглый стол «Проблемы взаимодействия подразделений органов внутренних дел с другими субъектами государственного предупреждения преступлений и иных правонарушений» (Москва, ВНИИ МВД России, 27 октября 2011 г.) [Текст] / Петрова Т. А. // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 78 - 80.