К вопросу о проблемах и перспективах развития общественного экологического контроля

Смирнова Екатерина Евгеньевна,
Северо-Западный институт (ф) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) г. Вологда
Научный руководитель: Воронина Наталья Павловна, к.ю.н., доцент

 

Повышение роли экологического воспитания и образования населения возможно при участии граждан в деятельности общественных организаций в процессе реализации природоохранной и природоресурсной политики государства, в частности, путем формирования проектных инициатив, развития активной жизненной позиции молодежи и студенчества.

В последнее время все более актуальными становятся проблемы, связанные с осуществление экологического контроля, как в России, так и за рубежом.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются в нашем государстве высшей ценностью, а главная обязанность государства заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Одним из основных конституционных прав является право каждого на благоприятную окружающую среду и на получение достоверной информации об ее состоянии. В целях реализации данных прав граждан, а также в связи с необходимостью повышения эффективности реализации органами государственной власти экологической функции, в российском праве остро стоит проблема функционирования общественного экологического контроля.

Развитию каждого института гражданского общества должно способствовать расширение института общественного контроля, который, в свою очередь, не должен подменять или заменять осуществление контрольно-надзорных полномочий государственных органов [1]. На наш взгляд, в современном государстве общественный контроль оказывает бесценную помощь в обеспечении благоприятной экологической обстановки, содействует своевременному предупреждению, выявлению и пресечению экологических правонарушений, является инструментом гражданского общества.

Понятие общественного экологического контроля складывалось в нашей стране достаточно продолжительное время. Традиционно на протяжении многих лет вся информация о состоянии окружающей среды была в закрытом доступе, это оставило свой след на отношении населения к осуществлению общественного мониторинга окружающей среды.

На данный момент ситуация существенным образом изменилась. На международном уровне предпосылкой появления общественного экологического контроля послужила Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Указанный документ напрямую не закрепляет право на благоприятную окружающую среду, но его можно вывести из ряда других положений, в частности, в статье 25 установлена обязанность государства поощрять деятельность, способствующую экологическому благополучию [2].

В России в 2002 г. был принят Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который в статье 68 закрепил право на проведение общественного контроля в сфере охраны окружающей среды за общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также за гражданами в соответствии с действующим законодательством. Также в соответствии с Федеральным законом от  27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается относить документы, содержащие экологическую информацию, к сведениям ограниченного доступа.

Экологическая доктрина РФ, утвержденная Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р, одними из приоритетных задач в области развития гражданского общества ставит поддержку экологических общественных движений и совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля.

Проанализировав российское законодательство, можно выделить несколько форм реализации общественного контроля за состоянием окружающей среды: публичные слушания; референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращение в средства массовой информации; направление жалоб и заявлений в правоохранительные органы.

Однако, несмотря на достаточное законодательное регулирование, механизм осуществления общественного экологического контроля нуждается в совершенствовании и детализации. Поэтому можно выделить следующие пробелы, которые существуют в природоохранном законодательстве:

  1. В п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплена обязанность государственных органов оказывать содействие гражданам и различным организациям в возможности реализации их прав в области охраны окружающей среды. Однако, на сегодняшний день, в российском законодательстве не предусмотрена ответственность за невыполнение данной обязанности.
  2. П. 3 ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена возможность привлечения должностных лиц к ответственности за воспрепятствование в осуществлении законных прав граждан и организаций в области охраны окружающей среды. Такое привлечение судебной практике неизвестно.
  3. Различными общественными экологическими объединениями уже несколько раз разрабатывалось Примерное положение о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении общественного экологического контроля, но на данный момент оно так и не вызвало должной заинтересованности со стороны государства.
  4. Одной из основных форм реализации общественного экологического контроля является экологическая экспертиза. Как отмечает В.М. Захаров, председатель Комиссии по экологической политике Общественной палаты РФ, за прошедшие года экспертиз на проекты федеральных законов природоохранного и природоресурсного законодательства не проводилось. Около 90% дел, предусматривающих наказание по статье 8.4.«Нарушение законодательства об экологической экспертизе» и 8.5.«Сокрытие или искажение экологической информации» Кодекса РФ об административных правонарушениях прекращаются в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проанализировав различные мнения, можно сделать вывод, что на данном этапе становления нашего государства необходимо разработать ряд мер для того, чтобы обеспечить реальную и эффективную возможность функционирования общественного экологического контроля. Для решения данной проблемы возможен комплекс следующих мер:

  • Рассмотрение вопроса о ратификации конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» и «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»;
  • Принятие специального Федерального закона «Об общественном экологическом контроле», закрепляющем конкретные права граждан и организаций, а также обязанности и ответственность должностных лиц за невыполнение соответствующих предписаний. Альтернативой федеральному закону может выступать возможность принятия в каждом регионе соответствующего закона субъекта, так как в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство является предметом совместного ведения федерации и ее субъектов. Положительная практика уже существует в некоторых российских регионах, например, в республике Дагестан, в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах и некоторых других;
  • Закрепление в Гражданском процессуальном кодексе РФ право общественных экологических организаций на подачу иска в суд для защиты экологических интересов неопределенного круга лиц;
  • Улучшение доступа граждан к сведениям об экологической обстановке как на территории определенного субъекта, так и государства в целом;
  • На законодательном уровне закрепление формы взаимодействия с государственными органами, например, путем создания общественных экологических советов при соответствующем органе власти.

 Развитие института общественного экологического контроля сможет оказать позитивное воздействие не только на правосознание людей, а вместе с тем и на экологическую ситуацию как в России, так и во всем в мире.


Литература.

[1] Гринь Е. А., Хадипаш А. А. Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации: некоторые проблемы правоприменения // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.).  — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 59-61;

[2] Бринчук М. М. Бортник И. Ю. Экологический контроль: понятие, виды, место в правовом механизме, проблемы // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 1. С. 126.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

Екатерина! Для решения существующей проблемы Вы предлагаете определенный комплекс мер, среди которых - принятие специального Федерального закона "Об общественном экологическом контроле". Хотелось бы узнать Ваше мнение, какие бы Вы положения включили в него (содержание данного ФЗ), помимо "конкретных прав граждан и организаций, а также обязанностей и ответственности должностных лиц за невыполнение соответствующих предписаний"? И еще один вопрос - с помощью каких средств, способов или методов, может быть, действий возможно "Улучшение доступа граждан к сведениям об экологической обстановке как на территории определенного субъекта, так и государства в целом"?

P.S:Заранее спасибо за ответ.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".