К вопросу о правовой природе произведений фанатского творчества

Гулина Виктория Владимировна,
Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

 

Развитие информационного общества, развитие Интернета, в частности его доступности неопределенному кругу лиц, привели к тому, что Интернет стал полем для размещения новых видов произведений, продолжающих, развивающих или совершенно по-другому подающих известные оригинальные произведения знаменитых авторов. Такие произведения могут быть литературными произведениями, произведениями живописи и графики, музыкальными произведениями и т.п. Данное явление получило название фанатского творчества или фан-арта в широком смысле слова. Все эти процессы происходят настолько интенсивно, что праву затруднительно мгновенно реагировать на данные изменения.

Вопрос правового режима и места фанатского творчества в системе объектов авторского права РФ является малоизученным и отчасти дискуссионным, ввиду того, что такие произведения относят и к производным произведениям, и к отдельному виду объектов авторских прав, многие же, напротив, считают их обычным нарушением исключительного права автора, исключая такие произведения из объектов авторских прав.

Соответственно, необходимо дать определённую правовую оценку данному особому виду творчества и определить правовую природу фан-арта для более эффективного правового регулирования относящихся к нему произведений.

Проанализировав произведения фанатского творчества, можно сделать вывод, что характерными их чертами являются следующие: они являются результатом творческой деятельности (в силу установленной презумпции творчества); должны быть созданы фанатом оригинального произведения (особый статус автора); в них использованы элементы формы произведения автора (образы и язык произведения и т.д.); прослеживается субъективная и объективная связь произведения фаната с оригинальным произведением. Факт, что данные произведения объективно связаны, следует из самого фанатского произведения (из текста), субъективная связь существует в том аспекте, что фанат признает и не ставит под сомнение авторство оригинального произведения и не посягает на него. Таким образом, на основе перечисленных черт, можно сформулировать понятие произведения фанатского творчества. Произведение фанатского творчества – произведение, созданное фанатом оригинального произведения, с использованием элементов его формы и имеющее объективную и субъективную связь с ним.

Существующая правовая неопределенность относительно произведений фанатского творчества, приводит к тому, что непонятен правовой режим подобных произведений, равно как правовой статус его авторов. Как отмечается в зарубежной литературе, когда автор-фанат создает произведение существенно ничем не отличающееся от оригинального, то это очевидное нарушение, когда автор-фанат заимствует несколько охраняемых элементов и создает новое произведение, то ситуация становится более запутанной [1].

Выделенные характерные черты фанатского творчества позволят отграничить фан-творчество от других правовых явлений. Произведения фанатского творчества нельзя назвать плагиатом, поскольку отличительной чертой произведений фанатского творчества является тесная субъективная связь с оригиналом. Автор-фанат не ставит под сомнение авторство оригинального произведения и не посягает на него, наоборот, подчеркивает некую вторичность своего произведения.

Стоит отметить, что создание самостоятельных произведений с новыми персонажами и иными охраняемыми элементами на основе чужого сюжета законом разрешается и фанатским творчеством, по сути, не является. Использование сюжета оригинального произведения автором-фанатом тождественно использованию идеи, а созданное таким образом произведение не имеет связи с оригиналом и является самостоятельным новым произведением, для которого статус автора как фаната не имеет значения. Исходя из анализа работ фанатов, размещенных на специализированных сайтах, такие работы и, по мнению самих фанатов, не являются фан-артом.

Необходимо также проанализировать, являются ли произведения фанатского творчества производными произведениями. В литературе на этот счет имеются различные мнения: «Безусловно, отождествление «фанфика» с объектом авторского права ущербно» [2]. Существует точка зрения, что формально фанатские продолжения, предыстории, произведения и т.д. действительно не затрагивают основное произведение, т.е. в строгом смысле оно не перерабатывается [3]. В связи с этим, необходимо выявить главные черты производных произведений на основе законодательного и доктринального анализа. Производное произведение является произведением; основано на ранее существующем произведении; создано в ходе творческой переработки; содержит элементы формы оригинального произведения, а не его содержания. Таким образом, производное произведение – произведение, созданное в результате переработки другого существующего произведения и содержащее элементы его формы.

Не подлежит сомнению, что произведения фанатов являются произведениями, создаются на основе ранее существующих путем их переработки, что вытекает из сути таких произведений, а также содержат элементы формы оригинальных произведений. Фан-арт в основном построен на использовании оригинальных персонажей. Использование персонажа произведения и создание с ним нового произведения – является видом переработки произведения, чему есть доктринальное и правоприменительное обоснование. Тем не менее, возникнет вопрос, если автор-фанат захочет выбрать для своего произведения не главного героя, а скажем, второстепенных, которых скорее можно отнести к самому миру произведения, нежели к персонажам. Представляется, что в данном случае для обоснования отнесения произведений фанатского творчества к производным произведениям можно использовать понятие «часть произведения».

Исследуя правовую природу фан-арта, также стоит задаться вопросом, попадают ли под понятие производного произведения самобытные виды фанатского творчества. Например, кроссовер, который представляет собой произведение, созданное на основе нескольких других существующих произведений. Представляется, что необходимо толковать нормы ГК РФ о производных произведениях расширительно в отношении возможной переработки нескольких оригинальных произведений для создания одного производного. Данный подход не противоречит общему смыслу положений о производных произведениях, так как все ключевые их черты сохраняются.

Таким образом, произведения фанатского творчества можно вполне определенно отнести к виду производных произведений, так они соответствуют всем их признакам, следовательно, на них будет распространяться правовой режим производных произведений. Определение правового режима крайне важно, так как от этого зависит правовой статус автора-фаната, реализация и защита его прав.

 


Список литературы

1. Susan Estes. Fanfiction Dilemma: Is it Copyright Infringement or Fair Use? URL.: http://www.kentlaw.edu/perritt/courses/seminar/papers%202009%20fall/Susan%20Estes%20Seminar%20paper%20Final.pdf С. 20. (дата обращения 05.10.2016).

2. Братусь Д.В. Идеи в сфере исключительного права: от понятия к оборотоспособности и правовой охране. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37144325#pos=23;-249 (дата обращения 20.10.2016).

3.  Лисаченко А.В., Маштакова А.Р. Фанаты или пираты URL.: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=4&art=6191 (дата обращения 02.10.2016).

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

Виктория, замечательная статья! Тема действительно актуальна как у нас, так и за рубежом. Вы выделили в качестве существенного признака произведения фанатского творчества особый правовой статус автора-фаната. Хотелось бы уточнить, что вы вкладываете в данный правовой статус? Чем он будет отличаться от простого авторства? Я понимаю, что само название "фанатское произведение" подразумевает создание его фанатом. Но какая новая совокупность прав и обязанностей возникает у такого автора?

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".