К вопросу о нереализуемых социальных правах

Попов Александр Сергеевич,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: преподаватель кафедры трудового права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» А.В. Муленко

В настоящее время существует острая проблема получения бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение отдельными категориями граждан. В  соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» правом на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение имеют определенные категории граждан, такие как инвалиды всех групп, определенные категории ветеранов и другие. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» граждане, имеющие право на получение бесплатной путевки, обращаются в отделения Фонда социального страхования (далее - Фонд) по месту жительства, после чего Фонд осуществляет постановку их на учет. При этом необходимо учитывать, что постановка на учет не означает наличие условия очередности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку закон не связывает данное право с наступлением очереди. При этом сегодня граждане сталкиваются с большим периодом ожидания получения путевки на санаторно-курортное лечение. Фонды мотивируют это тем, что из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, финансовых средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели недостаточно. В связи с этим за последние годы возросло количество обращений в суды с обязанием Фондов предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В статье с учетом сложившейся судебной практики по данной категории дел, предпринята попытка сделать выводы о правомерности действий Фондов, не предоставляющих гражданам в течение длительного срока бесплатных путевок со ссылкой на недостаточность финансирования, а также предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Для начала обратимся к Конституции Российской Федерации (далее - Конституция), а именно к статье 7 Конституции, которая гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В статье 39 Конституции закрепляется, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Данную норму основного закона для отдельных категорий граждан в части предоставления бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение реализует в частности Федеральный закон «О государственной социальной помощи», устанавливая период предоставления гражданам социальных услуг - календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года в случае, если они обратились с соответствующим заявлением своевременно, то есть до 1 декабря текущего года. Данное положение дублируется в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Однако анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что многие граждане, относящиеся к льготной категории,  ждут своей очереди годами. Так же, ситуацию ухудшает еще и то, что вместо повышений бюджетных ассигнований, государство их уменьшает. К примеру: если в 2006 году на санаторно-курортные путевки из федеральной казны выделялось 9,3 млрд. рублей[1], то в 2012 году — лишь 2 млрд. рублей[2].
Обратимся к правоприменительному толкованию. Несмотря на богатую судебную практику по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение в рамках набора социальных услуг и того факта, что число дел по данной категории, с каждым годом неуклонно растет, она является противоречивой. Так, некоторые суды приходят к выводу, что государство взяло на себя обязательство, закрепив его в федеральном законодательстве, а значит, должно его выполнять, независимо от денежных средств в бюджете[3]. К примеру, по иску Сырцева А. Н. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, суд удовлетворил исковые требования истца, мотивируя свое решение тем, что недостаточное финансирование и образовавшаяся очередь за предоставлением путевок правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, поскольку не могут служить основанием для отказа истцу в праве на получение указанной социальной помощи, предусмотренной федеральным законом[4]. Данной позиции придерживается и Верховный Суд  Российской Федерации (далее - ВС РФ), высказав свое мнение по данному вопросу в Обзоре судебной практики ВС РФ за II квартал 2012 года[5].

Другие же суды отказывают в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что не предоставление путевки было вызвано объективными причинами, и вина ответчика в данном случае отсутствует, так как у регионального Фонда не имелось достаточно средств, выделенных из федерального бюджета для удовлетворения всех обратившихся за путевкой на санаторно-курортное лечение граждан[6].

Ответчиками по таким искам, на сегодняшний день чаще всего являются, именно Фонды, которые сами по себе не должны нести ответственность за сложившуюся ситуацию, так как они являются лишь исполнителями, посредниками между федеральным бюджетом и гражданами-получателями услуг. Однако в данном случае все-таки наверно мы должны занять позицию граждан, которым федеральным законодательством гарантированно право на предоставление путевки. Введение в закон условия очередности предоставления бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение решило бы данную проблему, однако наличие очередности предоставления санаторно-курортного лечения противоречит самой сути рассматриваемой льготы, ведь, как и в любом виде медицинской помощи, пациент нуждается в санаторно-курортном лечении именно в момент его назначения, а не через два, а то и более, года.

Подводя итог, сформулируем некоторые возможные пути решения данной проблемы:

Во-первых, учитывая нехватку денежных средств, выделяемых на эти цели, необходимо на законодательном уровне установить периодичность получения данной услуги. К примеру,  дифференцировать категории граждан, либо их медицинские показания, по которым санаторно-курортное лечение будет предоставляться раз в два года.

Во-вторых, в процессуальном смысле, гражданам стоит посоветовать привлекать в качестве соответчика Министерство финансов Российской Федерации, как главного распорядителя бюджетных средств.
Завершая, хотелось бы отметить, что в законодательстве необходимо устанавливать нормы, которые реализуются на практике, особенно если эти нормы предусматривают льготы, касающиеся здоровья граждан. Поэтому законодателю на сегодняшний день необходимо предпринять срочные меры для урегулирования сложившейся тупиковой ситуации, когда права граждан не могут быть реализованы по независящим от них причинам.


[1] См.: О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год [Электронный ресурс]: федер. закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» от 22.12.2005 г. № 173. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[2] См.: О распределении в 2012 году субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2012г. № 6Н. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[3] См.: Решение Куйбышевского районного суда города Омска от 29 октября 2013 г. № 2-6327/2013; решение Октябрьского районного суда города Омска от 20 января 2014 г. № 2-263/2014, решение Дмитровского районного суда г. Костромы от 04 июня 2013 г. № 2-378/2013. Доступ из СПС «Консультант плюс»

[4] См.: Решение Куйбышевского районного суда города Омска от 29 октября 2013 г. № 2-6327/2013. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[5] См.: Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2013. № 1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[6] См.: Решение Ачинского городской суда Красноярского края от 15 октября 2013 г №2-3729/2013, решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 14 сентября 2012 г. № 2-828/2012 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3.5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.5 (4 голосов)

Добрый день, Александр Сергеевич!
Хотелось бы уточнить, в связи с чем Вами избран период предоставления СКЛ 1 раз в два года? Как соотносится возможность предоставления путевки 1 раз в два года с ежегодным формирование федерального бюджета?

Спасибо за вопрос. Данный период выбран произвольно, так как данных о лицах, обратившихся за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение в открытом доступе нет. В связи с тем, что ФСС не имеет финансовой возможности предоставить всем обратившемся санаторно-курортного лечения. Можно, конечно, установить периодичность и раз в три, четыре и даже в пять лет, но суть не в этом, а в том, чтобы лицо, обратившееся за санаторно-курортной путевкой, получило ее в том году, в котором оно обратилось, т.е чтобы существовала гарантированность предоставления санаторно-курортного лечения.
Что касается второго вопроса, ФСС составляет и предоставляет обоснованный проект бюджета ФСС в Правительство РФ. При этом бюджет ФСС будет формироваться на основе данных о лицах, которые обратились за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение.

Спасибо за ответ!

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".