К вопросу о необходимости увеличения суммарного размера мелкого хищения: административно-правовой аспект

Стрельникова Виктория Сергеевна,
Казанский(Приволжский) федеральный университет, Казань
Научный руководитель: Гадыльшина Зухра Ильдаровна, к.ю.н. доцент кафедры конституционного и административного права

 

Право частной собственности, закрепленное в ч. 1 ст.35 Конституции Российской Федерации, является одной из основ функционирования экономики, а, следовательно, и всего общества в целом. Оно гарантируется государством и обеспечивается правовой охраной и защитой от неправомерных посягательств.  В качестве механизма охраны выступает институт юридической ответственности. Однако, несмотря на наличие, законодательно установленной уголовной и административной ответственности, статистика МВД РФ за 2015 год свидетельствует о том, что абсолютное большинство среди зарегистрированных в РФ  преступлений и правонарушений  составляют незаконные посягательства на частную собственность физических и юридических лиц в форме хищения (46%)[4]. Самым распространённым среди видов хищений в общей структуре преступности РФ является мелкое хищение, суммарный ущерб от которых каждый год насчитывает миллиарды рублей.

Категория «мелкое хищение» законодательно выделяется исходя из оценки суммарного размера похищенного. В соответствие с примечанием к ст.7.27 КоАП РФ под «мелким» следует понимать хищение чужого имущества, при котором стоимость похищенного имущества не превышает 1000 рублей, при условии отсутствия признаков составов преступлений, предусмотренных в УК РФ [1]. Суммарный размер похищенного имущества должен быть точно определён в российских рублях в каждом конкретном случае. На практике он определяется исходя их данных содержащихся в справках об ущербе, о стоимости похищенного, в товарных чеках, накладных, на основании письменных и устных заявлений потерпевших, а также в других различных правоудостоверяющих актах [2]. Санкция статьи 7.27 КоАП РФ является относительно определенной,  т. е  устанавливаются определённые низшие и высшие пределы назначения наказаний. Необходимо отметить, что исходя из данных анализа административного законодательства развитых стран мира, только в России установлена относительная  санкция, и размер штрафа рассчитывается исходя из суммарной стоимости похищенного.

Дискуссионным является вопрос квалификации и определения предмета противоправного посягательства.  Отметим что, действующая редакция ст. 7.27 КоАП РФ уже пятая по счету, а суммарный размер похищенного,  не превышающий 1000 рублей был установлен 16 мая  2008 года Федеральным законом № 74-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5  и 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях». С момента внесения последних изменений в КоАП РФ сумма в 1000 рублей ни разу не подвергалась индексации. За  прошедшие семь  лет с момента последних изменений ст. 7.27 КоАП РФ уровень  жизни в России возрос, а также, произошло  повышение стоимости  продукции, имущества и других различных предметов  материального мира. В Российской Федерации с мая 2008 года по февраль 2016 произошло повышение уровня инфляции  на 92.77%. Поэтому на практике, за хищение идентичной вещи в 2008 году правонарушитель ограничился бы административным штрафом, сегодня  ему грозила бы ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст.158 УК РФ.  Кроме того,  абсолютно определенная на сегодняшний день величина размера похищенного не учитывает особенности социального положения правонарушителя и лица пострадавшего от его действий. На наш взгляд, по этой причине действующая норма не способствует должному обеспечению и защите имущественных прав физических и юридических лиц и не соответствует реальному существующему на практике положению дел

Хищение имущества, в суммарной оценке, выходящее за рамки административной ответственности, не представляет значительную общественную  опасность для общества, а вот последствия судимости,  для любого гражданина и его семьи являются очень существенными. По словам главы комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции И.А. Яровой, за 2015 год к уголовной ответственности за хищения в незначительном размере было привлечено около 60 000 человек. Поэтому, по нашему мнению, необходимо увеличить размер мелкого хищения. установленный в ст. 7.27 КоАП. 

Впервые проект закона об  увеличении размера мелкого хищения и  внесении соответствующих поправок в КоАП РФ и УК РФ  был разработан и представлен  Курултаем Башкортостана 3 октября 2014 года. Авторы данного документа предлагали  увеличить размер мелкого хищения с  1000 до 2000 рублей. Согласно тексту пояснительной записки к проекту Федерального закона N 613270-6, корректировка размеров ущерба для целей хищения будет соответствовать реальному развитию социально-экономических отношений в общества  и способствовать обеспечению справедливости уголовной ответственности [3].  Однако, невзирая на его актуальность и поддержку со стороны Верховного суда РФ и Правительстве РФ, проект не был принят. Идея законодательного увеличения размера мелкого хищения в 2015 году нашла отражение в проекте Федерального закона, разработанного по инициативе депутата Государственной думы РФ И.А. Яровой. Предлагается увеличить размер суммарного ущерба мелкого хищения ,признаваемого административным правонарушением, до 5000 рублей. Это увеличение касается только неквалифицированных составов и исключительно лиц, совершивших преступление впервые. Данный проект на сегодняшний день прошел первое чтение. Он активно поддерживается судейским сообществом, в частности, председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев считает, что повышение размера способствует «разгрузке судов» и "экономии мер уголовной репрессии".

Таким образом, регламентация ответственности, поиск оптимальной модели назначения  наказания, особенности квалификации мелких хищений - являются одними из самых актуальных  и дискуссионных вопросов в настоящее время. На наш взгляд, учитывая современные реалии и сложившуюся правоприменительную практику, давно существует необходимость суммарного увеличения размера мелкого хищения.


Литература

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г.
  2. Туркин М.М. Особенности возбуждения дел о мелком хищении чужого имущества // Вестник Московского университета МВД России. М, 2010. №9. С. 173.
  3.  Паспорт проекта Федерального закона N 613270-6 "О внесении изменений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" //: URL: http://base.consultant.ru
  4. Официальный сайт МВД РФ: https://mvd.ru
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)

Не кажется ли вам, что в том случае, если мы поднимем размер мелкого хищения даже до 2000, то тем самым мы лишь увеличим криминогенность ситуации? Лицо будет понимать, что теперь оно может воровать больше и будет это делать, при этом осознавая, что находится ещё в рамках административной ответственности. К тому же, если говорить о повышении социально-экономического уровня жизни и повышении стоимости продукции, тогда можно говорить и о том, что в современных условиях лицо наносит гораздо больший ущерб, чем был раньше, так как если раньше на 1000 рублей можно было купить одно количество товара для продажи (предположим), то теперь на 1000 рублей такого количества не купить, а значит ущерб хищения увеличивается, а значит, лицо должно отвечать по Уголовному кодексу, так как ущерб выше. Покупательная способность денег уменьшилась с 2008 года, в связи с чем возросла их ценность для человека (чем их больше, тем лучше живёт человек). По этой причине, я считаю, что увеличение размера мелкого хищения приведёт лишь к отрицательным последствиям.

Спасибо за ваш комментарий! На мой взгляд уровень инфляции с 2008 года возрос настолько, что появилось несоответствие в уровне общественной опасности хищения в размере 1000 рублей за 2008 и 2016 год.

Виктория!
Законодательство РФ, в частности уголовное и административное, регулируя ответственность за противоправные деяния, осуществляет, в том числе, превентивную и воспитательную функции. Соответственно, Ваше предложение об увеличении суммарного размера мелкого хищения, т.е. либерализация административного, а затем, как следствие, уголовного законодательства, каким образом может решить существующую проблему распространённости среди видов хищений в общей структуре преступности РФ мелкого хищения, "суммарный ущерб от которого каждый год насчитывает миллиарды рублей"?
P.S: заранее спасибо за ответ.

Добрый день, Екатерина! Спасибо за ваш комментарий, в своей работе я не говорю о том, что с увлечением размера мелкого хищения сократится число совершаемых хищений, я лишь считаю, что увлечение приведет к сокращению числа лиц подвергающихся уголовно правовой репрессии. И на мой взгляд, уголовная ответственность за хищения на настоящий день в размере 1000 рублей не соответствует общественной опасности данного деяния.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".