Изменение городской среды как фактор улучшения качества жизни

Коновалов Максим
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
 

В период с  1917 по 1980 год Советский Союз стал характеризоваться активным градостроительством. За этот период  были построены 1174 новых городов.
Процесс развития советских городов главной целью ставил индустриализацию путем создания благоприятных условий для трудовой, культурной, творческой и других видов деятельности. В советской урбанизации значительная роль отводилась социальному фактору, суть которого заключалась в необходимости формирования нового образа жизни. Этот фактор опирался на создание благоприятных условий для жизни в городе.
Качественное развитие городской среды влияет на развитие межличностных отношений. Данная  среда представляет собой комплекс условий для жизни горожан, с помощью которых они удовлетворяют собственные потребности, которые и диктуются данной средой.
По состоянию городской инфраструктуры в значительной мере можно определить уровень социального и экономического развития города, степень урбанизации города и др. Основными составляющими, отражающие развитость инфраструктуры являются:

  1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства;
  2. Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;
  3. Система охраны здоровья и населения;
  4. Состояние дошкольного и школьного образования;
  5. Материальная база культуры.

Одним из показателей неразвитости социальной инфраструктуры является отток населения из города.
Основной градостроительной проблемой, которой уделяется большое внимание как в градостроительном плане 30-гг., так и потом в дальнейшем – в 70-х, так это расположение жилищных построек.
Практически все жилищные постройки располагались вокруг промышленных предприятий.  Планирование количества данных  построек учитывало мощность и роль предприятия в развитии страны. Главной целью, которую преследовала градостроительная политика, являлось обеспечение работников предприятий стандартным набором объектов жилья, социо-культурного быта и жилищно-коммунального хозяйства. 
Поиск новых принципов решения проблем, обуславливался изменением потребностей советского народа, а также развитием научно-технического прогресса. Данный поиск основывался на творческих принципах, не изменяющихся на протяжении нескольких десятилетий, на признании большого значения роли градостроительства, со стремлением неразрывно связывать решение практических задач и научных теорий.
Строительство нового города «с нуля», довольно трудоемкий и дорогостоящий процесс, поэтому наблюдается картина создания современного города путем трансформации индустриальных городов. С одной стороны это быстрее по времени и дешевле, но с другой стороны, это необходимое условие для выживания города. Самый главный риск, который здесь присутствует, это риск оттока населения во время городской трансформации.
Трансформация российских городов имеет ряд отличий:

  1. города не имеют центров – отсутствуют полноценно сформированные публичные места. Центральная часть города должна мотивировать жителей на пребывание в ней, не замечая времени;
  2. трансформации российских городов это результат застроек советских городов по принципу конструктивиста Корбюзье. Однотипные спальные районы, разрушение целостных улиц, отсутствие торговых площадок для создания и развития малого бизнеса;
  3. отказ от зонирования городов на районы (жилые, рабочие). Данный принцип совершенно устарел в современное время;
  4. отсутствие в городском пространстве креативных и инновационных объектов, которыми должен наполняться постиндустриальный город.

 Сегодня, во избежание оттока населения и других отрицательных последствий,  необходимо довольно быстро повышать креативность российских городов.
   Идея креативного города, предполагает изменение городской среды путем развития экономики знаний.
В отличии от индустриальной, креативная индустрия отличается открытостью и концентрацией социального обмена. Креативный город создается не на пустом месте, а путем трансформации уже существующих – промышленных. Это является необходимым для  уменьшения затрат экономических ресурсов.
 Центр креативного города заполнен финансовыми предприятиями, высокорентабельными бизнес структурами, розничной торговлей, а также городскими и политическими институтами. Поэтому внутреннее кольцо индустриального города представляет собой удобную площадку для не очень богатой, творческой и интеллектуальной индустрий, которые экспериментируют с новыми услугами и продуктами, и тем самым, создают атмосферу для развития города. Данная атмосфера предполагает совершенно новую систему производства с новым набором профессий. Данные профессии нуждаются в совершенно новом типе работников, отличающихся более высокой степенью адаптивности. Стабильность в обществе теперь зависит от индивидуальных возможностей человека.
Качество жизни в креативном городе связывается с местом в обществе - субъективным ощущением «своего» места. Привязанность к определенному месту представляет одну из главных ролей в чувственной системе ценностей, она формирует жизненные смыслы. Данная привязанность является одной из главных потребностей человека.
Для талантливых людей гибких к изменениям, город является свободой и концентрацией высокой энергии. Людей не обладающих данными качествами ожидает дискомфорт, чувство безнадежности и нищета. Поэтому одной из актуальных задач городской креативности является вопрос адаптации социально-незащищенного класса людей. 
Изначально, под классом понималась «совокупность людей, обладающих общими ин­тересами и склонных думать, чувствовать и вести себя сходно, однако эти черты сходства в корне определяются экономической функцией — тем ви­дом работы, который обеспечивает им средства к существованию».  Но для эпохи креативного города решающим становится, что большее количество людей зарабатывает на жизнь креативным трудом.
Этот класс представлен людьми, занятыми «в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музы­ке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержа­ния».  Помимо этих профессий, этот класс представляет собой специалистов из сферы бизнеса, финансов, права и других смежных областей.   
Креативная идентичность  предполагает новый образ жизни, опирающийся на креативный опыт. Новый образ жизни ориентирован на:

  1. Индивидуальность;
  2. Самоутверждение;
  3. Терпимость к различиям;
  4. Стремление к богатству;
  5. Разностороннему опыту.

Под влиянием креативной среды, городское население пытается сочетать работу и образ жизни, конструируя определенную творческую идентичность.
Рост значимости креативного класса определяется значимыми сдвигами в нормах и ценностях. Представители креативного класса ориентированы на такие ценности как индивидуальность, меритократия, разнообразие и открытость.
Креативность требует сильной уверенности в себе и готовности к риску. Маргарет Боуден в работе «Креативное мышление» говорит, что креативность подразумевает уверенность в собственных силах. Человек должен выдвигать новаторские идеи и допускать ошибки, не обращая внимание, на критику.
Хоть креативность обычно считают индивидуальным феноменом, но она постепенно приобретает черты социального процесса. Это объясняется тем, что представитель креативного класса полагается на собственных коллег. Успешная личность из креативного класса обладает умением организовывать собственные и чужые усилия.
Особенностью креативного класса является то, что его представители, занимаясь работой, выполняют функцию создания новых значимых форм.
Реализация благоустройства в г. Сочи предполагает практически полную реконструкцию городской среды. В связи с этим, как уже было описано в теориях социологов и экономистов, изменение городской среды повлечет за собой изменение образа жизни, его качественной стороны. Поэтому проведение данного исследования в г. Сочи – городе, в котором активно развивается только городская инфраструктура, но которая носит глобальный характер, представляет для нас огромный интерес.

0
Ваша оценка: Пусто