История развития охраны и защиты авторских прав

Шаимова Жанара Ануарбековна,
Омская юридическая академия

 

С незапамятных времен люди проявляли свои творческие способности путем создания произведений искусства, а с возникновением письменности ключевое место в жизни людей, по праву, заняла литература. Первые предпосылки авторского права стали появляться уже в Древней Греции и Риме в то время, когда искусство набирало популярность среди населения. Например, комедия Публия Теренция «Евнух» понравилась настолько публике, что дважды выставлялась на продажу в качестве новинки. Около 2300 лет назад в Афинах специальной защите подлежала охрана целостности произведения, и существовал запрет каким-либо образом изменять первоначальный вид творческого труда. Так как тексты классиков часто использовались в театральных постановках, дабы сохранить оригинальность и первозданный вид великих творений этой эпохи, власти в 330 г.до н. э приняли закон согласно которому оригиналы были переданы на  хранение в официальный архив; лица которые в дальнейшем использовали данные тексты должны были придерживаться оригинала. Греческие писатели пользовались огромным спросом у читателей, книги хорошо продавались в Афинах и Александрии. Но на писательском труде едва можно было прожить, поэтому многие авторы имели основное место работы или находились под опекой богатых покровителей. [8, с. 134]

Интересным фактом в истории является тот факт, что знаменитый   Микеланджело  выставил в Соборе Святого Петра свою первую работу  «Пьету», но  до  него дошли слухи, о том  что его работу приписывают другому скульптору — Кристофоро Солари. Дабы  избежать присвоения своего авторского права   другому скульптору, он высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже Буонаротти сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.

На протяжении многих веков институт защиты интеллектуальной собственности развивался и совершенствовался, так в 18 веке начинают появляться первые нормативно правовые акты о защите авторских прав.

«Статут королевы Анны» вступил в силу 10 апреля 1710 года и назван в честь Анны Стюарт, во время правления которой был принят закон, полное название «Акт о поощрении учёности путём наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени». Положения закона строились по принципу «копирайта», а именно устанавливался четырнадцатилетний срок прав издателя на опубликованное произведение и запрет тиражирования без  согласия автора. При жизни автора этот срок мог быть продлен на четырнадцать лет, в последующем произведение переходило в общественное достояние. Для произведений, опубликованных до 1710 года, устанавливался двадцати однолетний срок копирайта без продления. [1, с. 27-36]

Во Франции  придерживались лозунга «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью», который был нормативно закреплён в Декрете Учредительного Собрания 1789 года, но  принятия двух законов 1791 и 1793 годов положительно повлияло на защиту прав авторов всех форм творчества. [12, с.43]

Испанское законодательство отметилось в области защиты авторских прав Указом короля Карла IIIот 1763 г., где исключительное право на издание произведения отдавалось автору, а после его смерти определялся порядок передачи авторских привилегий наследникам.

Примерно в это же время начинает формироваться  американское авторское право. В его основу так же положено английское законодательство. Охрана прав возложена на Конгресс, важнейший регулятор правовых отношений – судебный прецедент.

Значительный вклад в защиты авторских прав внесла Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года [2], которая закрепила основные принципы международного авторского права: национального режима, независимости охраны, автоматической охраны и презумпция авторства.

 Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, признала за авторским правом статус основного права человека. Действительно, ст. 27 уточняет, что:

 1. Любой человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни сообщества, пользоваться всеми искусствами и участвовать в научном прогрессе, а также пользоваться вытекающими из него благами.

 2. Каждый имеет право на охрану личных неимущественных и имущественных интересов, происходящих от любого научного, литературного или художественного производства, автором которых он является[4].

 В ХХ веке огромное значение сыграло принятие Женевской Конвенции 1952 года, которая утвердила общие универсальные правила в отношении произведений как результатов интеллектуальной деятельности, указав, что действует принцип, который гласит, что произведения, созданные на территории одной страны, охраняются авторским правом на территории другой страны по общему правилу при наличии соответствующего международного соглашения. [3]

В начале ХХ века наблюдалась тенденция роста  защиты своих авторских прав, которая не обошла стороной семью Дж. Хилл.В 1893 году сестры Пэтти и Милдред во время творческого процесса работы в детском саду написали известную на весь мир и по сей день композицию "Happy birthday to you", хотя изначально у песни было название  "Good morning to all" и  использовалось для приветствия впервые пришедших детей в группу. На сегодняшний день права на произведение имеют родственники семьи. Официально авторские права на "Happy birthday to you" были утверждены в 1935 году и по законам США истекут только к 2030 году. По этой причине  мы редко слышим данную композицию в фильмах американского происхождения. Ежегодно отчисления за коммерческое использование песни приносят правообладателям  порядка двух миллионов долларов. Но, например, в соседней Канаде  действие авторского права длится 50 лет после смерти автора, поэтому песня стала народным достоянием .[7]

Проблема развития авторского права в Российской империи была обусловлена особенностями ее политического и социально-экономического положения. Издательское дело в России являлось государственной монополией. Первые частные типографии появляются только в конце XVIII века, но отсылки к защите авторского права появляются только в Цензурном Уставе 1828 года в качестве приложения. В этом специфика правового регулирования в России [6].

Ускорение развития книгоиздательского дела в стране требовало новых подходов к защите авторских прав: в 1911 году появляется «Положение об авторском праве». Здесь рассматривались некоторые принципиально новые для России позиции: возможные нарушения авторских прав, срок действия авторского права, средства защиты прав, правила и условия заключения издательского договора. А. П. Сергеев считает, что большинство положений Закона 1911 г. носили весьма прогрессивный характер. Например, в девятой статье было сказано, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность. Произошла законодательная замена понятий «литературная и художественная собственность», на «исключительные права» и т. д [10, с.76]. Таким образом можно считать, что «Положение об авторском праве» приблизило Россию к европейским государствам того времени.

Революционные события 1917 года значительно изменили положение дел в области защиты авторских прав. После октябрьских событий действие предыдущего законодательства было отменено. В Декрете от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве» снова вводится государственная монополия сроком на 5 лет на подлежащие изданию произведения. Дальнейшие декреты продолжали разрушение действия частного авторского права [11].

Возврат к его основам происходит в 1925 году, а в 1928году принимается Закон РСФСР «Об авторском праве». В 60-х годах XX века в СССР авторское право включается отдельным разделом в основы гражданского законодательства. Охрана произведения устанавливается на срок  25 лет с момента публикации, что касается наследников, то они могли пользоваться имущественными правами в течение 15 лет. Следующим этапом  было принятие Закона  РСФСР «Об авторском праве», который закрепил пожизненное право автора на созданные произведения, использование которых  было возможно  при заключении договора с автором. Но перевод, публичное исполнение произведений не запрещалось законам, если был выплачен гонорар автору.

После вступления СССР во Всемирную конвенцию об авторском праве в 1973 году значительно были расширены авторские права, срок действия авторского права был увеличен до 25 лет после смерти автора произведения.  В связи с произошедшими на рубеже 80-х-90х годов в стране изменениями, развитие авторского права в России и бывших республиках СССР пошло разными путями.

Специальные законодательные акты, имеющие рыночную направленность стали формироваться после того, как 3 августа 1993 года вступил в действие Закон РФ «Об авторском праве», который дал право авторам беспрепятственно отчуждать и передавать свои имущественные права на основании гражданско-правовых договоров. Таким образом, у авторов появился стимул для безграничного творчества, которое сможет приносить неплохие гонорары при заключении сделок. Коммерческая составляющая  содержит и имущественные авторские правомочия, вставшие на защиту  автора от экономического диктата заказчиков.

Развитие компьютерных технологий, интернет формата требовала дальнейших изменений в законодательстве, так Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» добавился новыми положениями о праве автора размещать произведения в глобальной сети Интернет. Вступление России в Бернский союз повлияло на изменение срока охраны произведения на территории РФ [5]. На сегодняшний день повсеместно авторы и правообладатели обращаются в суды. Так, например, в 2015 году фотограф  Морозов  обратился в суд с иском к ООО о защите исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности. Истец  в заявлении указал, что ответчик разместил в числе другой информации на своих сайтах фотографии, автором которых он является. При этом, организация осуществила незаконное использование 82 фотографических произведений, на которые гражданин имеет исключительные права. Данные снимки были созданы творческим трудом гражданина, поэтому он просил суд взыскать в его пользу компенсацию за нарушение авторских прав, компенсацию морального вреда, возмещение делу судебных расходов, обязать ООО удалить с сайтов архив с фотографическими произведениями и ссылки для их скачивания. При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ответчик нарушил исключительные права истца, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию компенсация, предусмотренная пунктом 1 статьи 1301 Гражданского кодекса РФ, но суд не усмотрел в допущенном нарушении авторских прав истца признаков множественности. По мнению судей, публикация спорных фотографий носила единомоментный характер. Верховный суд с данным выводом не согласился и указал, что в силу статьи 1252 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, за правообладателем было закреплено право требовать от нарушителя выплаты компенсации как за правонарушение в целом, так и за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельностью [10].

В январе 2008 года вступила в силу 4 часть ГК РФ. В четвертой части содержались принципиально новые для России положения: определены объекты авторского права, регламент использования результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, появились законодательно закрепленные определения терминов, используемых в науке авторского права.

В 2014 году был принят ФЗ № 35-ФЗ О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности.

Решен вопрос возможности заключения на безвозмездной основе лицензионного договора на использование программ для ЭВМ с конечным пользователем на основе распространенной практики включения текста лицензионного соглашения (EULA) в дистрибутив программного обеспечения, изложения на упаковке или в электронном виде без указания на размер вознаграждения

Исключительное право на любые произведения, созданные по заказу на основании договора подряда, будет принадлежать заказчику, если договором не предусмотрено иное. Сейчас такая презумпция действует только в отношении программ для ЭВМ (ст. 1296 ГК РФ). Внесены уточнения в базовые права на использование правомерно полученного экземпляра программы и базы данных.

Определено, что суд может принять соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, направленные на пресечение неправомерного использования произведений в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности на ограничение доступа к материалам, содержащим незаконно используемые произведения.

С 1 мая 2015 года вступили в силу поправки к  ФЗ «О защите информации» названные антипиратскими. В частности, речь идет о возможности досудебного урегулирования споров между правообладателями и владельцами сайтов, о бессрочной блокировке сайта-нарушителя, а также о расширении перечня объектов авторских прав, которые попали под защиту.

Таким образом, история авторского права показывает, что, несмотря на включение результатов интеллектуальной деятельности в число объектов гражданского права, их специфика требует дифференциации подходов к правовому регулированию и защите прав на произведения и иные результаты интеллектуальной деятельности. Тесная связь этих объектов с динамически развивающимися техническими и электронными новинками показывает необходимость дальнейшей работы законодателя над эффективностью правового регулирования охраны творческой деятельности человека.
 


Список литературы

  1. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI-XIX веках. М., 2004. 
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  3. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Закон РФ от 09.07.1993 №5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах». Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  6. Законы Гражданские (Свода законов Российской Империи) / сост. А. Боровиковский, 1898.
  7. Интернет - статья  «Споры о неосязаемом: громкие иски по авторскому праву» http://www.tvc.ru/news/show/id/66740
  8. Липцик Д. Авторское право и смежные права.  М., 2002.
  9. Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 5-КГ15-162 .Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  10. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации : Учебник. М., 1999.
  11. СУ РСФСР. 1918. № 14. Ст. 201.
  12. Французская революция в документах, 1789-1794 / сост. Л. Я. Захер. 1926.
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (3 голосов)

Познавательная статья!)

Статья очень интересная и актуальная . С развитием интернета эта проблема получила новый толчок в развитии .

Данная статья позволяет проследить, как поэтапно происходило развитие охраны авторских прав в разных странах,так же приведены интересные примеры из судебной практики. Хотелось бы второй статьи, чтобы автор написал про защиту и охрану авторских прав в сети интернет.

Статья актуальна, на сегодняшний день возникает множество споров относительно авторских прав и интеллектуальной собственности

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".