Исторический обзор критических высказываний о романе С. Моэма «Луна и грош»

Чередниченко Анастасия Евгеньевна,
Омский государственный педагогический университет, г. Омск

 

Целью представляемого в  статье обзора критической литературы является попытка дать обоснование выбора темы диссертационного исследования и её актуальности.

Роман «Луна и грош» был опубликован С.Моэмом в 1919 году, когда тема «сильной» личности считалась очень актуальной. Образ такой сильной, незаурядной личности и создан в этом романе. Он написан в виде биографии вымышленного персонажа – Чарльза Стрикленда. Его прообразом был Поль Гоген. В своей статье В.А.  Скороденко так описывает главного героя: «Чарлз  Стрикленд,  преуспевающий  биржевик,  бросивший работу, семью и родину, чтобы, исковеркав несколько судеб, стать живописцем, создать гениальные полотна, оцененные уже после его смерти, и  погибнуть  на Таити в нищете и безвестности, несомненно, принадлежит Моэму, и только ему» [9, с.19].

С самого начала роман обратил на себя внимание критиков.

В анонимном обзоре (Unsigned review) ‘The Primitive Man’ 1919 года автор утверждал, что данное произведение не может считаться романом. Сюжет, психологические проблемы героев не новы. Автор называет Стрикленда первобытным человеком, не заботящемся о мнении окружающих, не имеющим никаких обязательств ни перед Богом, ни перед людьми. Критик считал, что такой персонаж неправдоподобно груб, мстителен,  ему нравится причинять людям боль. Неправдоподобной считает он и жизнь художника на острове, но подчеркивает, что С. Моэм очень умело показывает читателям цену таланта [4, с. 142-144].

К. Мейнсфилд в статье ‘Inarticulations’утверждала, что С. Моэм хотел показать обществу гений Чарльза Стрикленда таким, какой он есть – с его причудами, жесткостью, колкостью выражений. Стрикленд по своему желанию  «отрывает» себя от комфортной жизни, несмотря на переживания и трудности. Критик сравнивает художника со старым воином Маори, который сам отрезает свою изувеченную конечность острым краем морской раковины. Но К. Мейнсфилд отмечает, что  в романе  совершенно нет доказательств того, что Стрикленд страдал. Так же как нет картин, увидев которые, можно понять внутренний мир художника. Критик заметила, что С. Моэм очень искусно намекает читателям, что Стрикленд далеко не вымышленный персонаж.  Он называет конкретные имена реально существующих авторов и издателей, книги, написанные о художнике. Но писатель дает читателям слишком мало информации, чтобы понять его  мысли  и переживания [2, p.139-142].

В статье (29 ноября 1919 года) ‘In Vishnu-Land What Avatar?’ М. Андерсон писал, что уже в самом названии романа С. Моэм использует приём, объясняющий весь  смысл романа. Этим названием писатель говорит, что  гений нельзя объяснить, так же, как создать лунный свет числами. По мнению М. Андерсона,  писатель показывает внутреннее развитие этого дара, не волнуясь о каких-либо внешних проявлениях [1, с. 144-147] .

С. Роджел обратил внимание на то, что интерес Моэма к творчеству Поля Гогена возник в 1905 году, после знакомства  С. Моэма с другом художника – Родериком О`Конором. По мнению С. Роджела, для создания  характера Стрикленда С. Моэм соединил образ П. Гогена с образом художника-изгоя, с характерными для него антисоциальностью и жестокостью. Важное место в романе отводится побегу  художника из комфортной среды в тяжелые  условия жизни –  на остров Таити. Он оставил все материальное, низменное ради высокого искусства. [3, с 182-183].

Что касается мнения отечественных критиков, то в довоенных журналах можно найти несколько статей посвященных творчеству  С. Моэма.

В 1934 году в Литературной энциклопедии была опубликована статья, в которой говорилось о том, что интеллигенция показана в романе не с лучшей стороны, подчёркнуты бессилие её бунта. В данной статье Моэма причисляют к группе мелкобуржуазной интеллигенции, неспособной бороться с капитализмом, а его героя – Чарльза Стрикленда – к деклассированной интеллигенции [6]. 

Д.Г. Жантиева в статье 1960 года «Некоторые итоги и точки зрения»  не отрицает мастерства Моэма, но упрекает автора в том, что он издает книги, пользующиеся коммерческим спросом. Д.Г. Жантиева говорит об «ущербных чертах мировоззрения писателя: неуважении к человеку, уверенности в порочности его натуры, утверждении того, что в борьбе  выживет сильнейший..» В своей статье Д.Г. Жантиева утверждает, что творчество писателя совсем не отвечает требованиям традиционного английского реализма. Критик назвала роман С. Моэма сенсационным боевиком. Она убеждена, что Стрикленд обладал гордыней, из-за которой он и уничтожил своё творение. Для того, чтобы показать Стрикленда именно таким, Моэм отбрасывает всё, что не укладывалось в его представлении о Поле Гогене, - уверена Жантиева[6]. По справедливому замечанию А.А. Палий, анализ Жантиевой страдает односторонностью, он же подводит итоги тому  периоду истории, когда творчество Моэма получало чисто негативные оценки в советском литературоведении [8, c.53-55].

В 70-е годы были выпущены диссертации, посвящённые различным аспектам творчества писателя (его драматургии, повестям и рассказам, особенностям его стиля).  Свою оценку получил роман «Луна и грош» в исследовании А.А. Палий. По её мнению, С. Моэм говорит о важности влияния окружения и жизненных ситуаций на характер человека. Когда художник поселился на Таити, его характер мало изменился, но он оказался в более комфортных для него условиях – туземцы относились к нему намного доброжелательнее, чем англичане или французы. Они считали его вполне обычным человеком. Писатель был убежден, что судьба творческой личности  всегда трагична, потому что в каждом веке найдется мало людей, способных воспринимать новые идеи без ужаса.  и поэтому конфликт между художником и обществом заканчивается трагично[8, c.53-55].

Объективную оценку роман «Луна и грош» получил в работах В.А. Скороденко. В статье 1991 года В.А. Скороденко утверждает, что произведения и личность писателя могут вызывать к себе что угодно, только не равнодушие. Что касается романа «Луна и грош», то критик считает, что в своём произведении С. Моэм говорит о Красоте с большой буквы.  Результаты деятельности человека оправдывают его поведение. Только Красота и Добро могут составить смысл жизни обычного человека. По мнению В.А. Скороденко, в романе автор не забывает о том, что такое служение приводит человека к нравственному выбору. Критик сравнивает концовку романа С. Моэма с концовкой романа «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда [9, с.19].

Проанализировав критические статьи о романе С. Моэма «Луна и грош», можно сделать вывод, что написан он столь увлекательно, что не может оставить читателя равнодушным. Можно также отметить, что все авторы зарубежных статей положительно отзываются о романе. В отечественной критике есть как положительные, так и отрицательные отзывы. Здесь прослеживается такая тенденция: в начале и середине ХХ века отечественные критики, скованные идеологическими догмами, не принимали роман С. Моэма. С конца ХХ века мнение критиков начало меняться.

Таким образом, проблеме характера творческой личности было уже уделено  достаточно внимания. Но раскрытие всех оттенков характера этой личности станет  возможным только при подробном анализе языковой личности главного героя и его повествователя. Именно анализ лексикона, грамматикона, тезауруса и прагматикона каждого из них позволит понять отношение  к ним писателя, идею его романа. Данный обзор и должен был  стать обоснованием выбора темы диссертационного исследования («Языковая личность героя в романе С. Моэма «Луна и грош») и её актуальности.


Список литературы

  1. M. Anderson ‘In Vishnu-Land What Avatar?’ The Critical Heritage W. Somerset Maugham Taylor and Francis e-Libriary, 2003  P.144-147.
  2. K. Mainsfield ‘Inarticulations’ The Critical Heritage W. Somerset Maugham Taylor and Francis e-Libriary, 2003, p.139-142
  3. S. Rogal – A William Somerset Maugham Encyclopedia 1997, P. 182-183.
  4. Unsigned review ‘The Primitive Man’ 7 мая 1919 The Critical Heritage W. Somerset Maugham Taylor and Francis e-Libriary, 2003  P.142-144.
  5. Боровой Л. Спор о коммерческой драме. // Театр. 1938. N7
  6. Жантиева Д. Г.  Некоторые итоги  и точки зрения [электронный ресурс] //Иностранная литература: электрон. научн. журн. N2 URL: http://feb-web.ru/feb/LITENC/ENCYCLOP/le7/le7-5211.htm (дата обращения: 8.12.15).
  7. URL:http://samlib.ru/m/malowbojchewskij_p_g/luhaigroch.shtml (дата обращения: 8.12.16).
  8. Палий А.А. Повести и рассказы С. Моэма 30-40-х  годов ХХ века. LAP LAMBERT  Academic Publishing 2013 c.53-55.
  9. Скороденко В. Предисловие к роману «Луна и грош» - М.: Радуга, 1991.
0
Ваша оценка: Пусто