Институт помилования: региональный аспект

Ковтун Ю.С.,
Омская юридическая академия,
научный руководитель - доцент кафедры уголовного права и криминологии ОмЮА Пестерева Ю.С., к.ю.н, доцент секции уголовного права

 

В 2001 году было осуществлено масштабное реформирование института помилования в нашей стране. Вместо единой Комиссии по помилованию при Президенте РФ, не справляющейся с огромным количеством поступающих со всей страны ходатайств (более миллиона в год), Указом Президента РФ № 1500 от 28.12.2001 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ" (далее - Указ №1500) были учреждены комиссии на территории каждого субъекта РФ.

Стоит отметить, что гуманность и социальная справедливость, которые призван обеспечить акт помилования, осуществляются и благодаря особым критериям, по которым отбираются члены Комиссии. Так, согласно п. 3 Указа №1500, в состав Комиссии могут входить не менее 11 человек, имеющих высшее образование, безупречную репутацию и пользующихся уважением в обществе, причем не менее двух третей состава должно формироваться из представителей общественности. Члены Комиссии осуществляют свою деятельность исключительно на общественных началах. Все вышеперечисленное гарантирует объективность выносимых заключений на заседании Комиссии по каждому делу, возможность для каждого осужденного, подающего прошение о помиловании, надеяться на беспристрастность и оказание помощи, если того позволяют обстоятельства, принимаемые во внимание при рассмотрении ходатайства.
Переходя к следующему аспекту деятельности региональной комиссии, обратимся к критериям, влияющим на принятие мотивировочного решения членами Комиссии. Безусловно, первое, что представляет интерес для членов Комиссии - характер деяния, за которое осужден ходатайствующий. Как показывает проведенное исследование, ходатайства осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, если отсутствуют иные объективные обстоятельства, способствующие применению в отношении осужденного гуманного акта помилования, в большинстве случаев отклоняют, учитывая либо тяжесть наступивших последствий, либо высокую степень общественной опасности совершенного преступления.

Другой немаловажный критерий - наличие у осужденного прежних судимостей или тот факт, состоит/состоял ли он на учете в органах внутренних дел, привлекался ли к административной ответственности. Как показывают материалы работы Комиссии за 2013 год, среди отклоненных ходатайств лишь 13 % составляют ходатайства лиц, не состоящих на учете в органах внутренних дел, не имеющих ни судимостей, ни административных правонарушений. В этих случаях решающим фактором для вынесения членами Комиссии заключения об отклонении ходатайства являлось не столько наличие или отсутствие перечисленных выше обстоятельств, сколько, к примеру, неблагоприятный прогноз социальной адаптации, нестабильное поведение в местах лишения свободы, наличие значительных исков по приговору суда и непринятие мер к их погашению, отсутствие поддержки ходатайства администрацией исправительного учреждения или же малый срок отбытия назначенного судом наказания. Однако 87 % других отрицательных заключений дают основания утверждать, что гораздо большая вероятность получить положительное заключение по ходатайству о помиловании у осужденных, впервые совершивших преступление.

Говоря о положительных решениях Комиссии, невозможно не упомянуть главенствующий фактор, необходимый для их принятия - полное признание вины осужденным, глубокое и искреннее раскаяние в содеянном выступают базовыми среди других совокупных данных о личности осужденного, позволяющих сделать вывод, что в дальнейшем он не совершит нового преступления. В 2013 году все 27 заключений о применении в отношении осужденного акта помилования содержали среди основных учитываемых Комиссией обстоятельств указание на признание вины осужденным и раскаяние в совершенном преступлении.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание и иные факторы. Среди них как влияющие на положительное решение Комиссии, так и на отклонение ходатайства о помиловании. Кроме перечисленных ранее критериев к последней группе можно отнести попытку скрыть свое преступление после его совершения; наличие особо опасного рецидива; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; несогласие потерпевшего с применением в отношении осужденного акта помилования; отрицательная характеристика по месту жительства, службы или работы; совершение вновь преступления в период испытательного срока условного осуждения; противоправный образ жизни на момент совершения преступления и иные.

На вынесение заключения о целесообразности применения в отношении осужденного акта помилования оказывает непосредственное влияние наличие у заключенного малолетних детей на иждивении; устойчивые социальные связи; наличие сформированных планов на будущее; обстоятельства совершения преступления (по неосторожности, преступление спровоцировано противоправным поведением или антиобщественным образом жизни потерпевшего); добросовестное отношение к труду и участие в воспитательных мероприятиях; соблюдение порядка и условий отбывания наказания; наличие гарантий дальнейшего трудоустройства и т. д.

Подводя итоги, следует отметить, что состав Комиссии, включающий в себя уважаемых гражданами города и умудренных жизненным опытом людей, удлиненные сроки рассмотрения дел после реформы 2001 года, многочисленность критериев, принимаемых во внимание на заседаниях Комиссии, не позволяют усомниться в том, что заключения выносятся исходя из принципов гуманизма, справедливости и объективности. Но известно, что окончательное рассмотрение ходатайства осуществляет Президент РФ, который может как принять положительное решение, так и отклонить ходатайство без публичного обоснования. Этимологическое значение термина "помилование" подразумевает акт милосердия со стороны верховной власти, а акт милосердия не требует объяснений. Проводимая региональными Комиссиями работа зачастую остается без внимания. Так, в 2012 году из 52х осужденных, рекомендованных комиссией, Президент помиловал лишь одного, а в 2013 году и вовсе никого из 27 рекомендованных. Это лишь подтверждает вспомогательную, совещательную роль региональных комиссий, определяет помилование как конституционную деятельность Президента РФ, выступающего в качестве единственного субъекта помилования.

Материал вычитан, цифры, факты и цитаты сверены с первоисточником.
Подписи:
Дата:

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)