Индивидуальная свобода и социальный контроль в информационном обществе

Халаим Олеся Михайловна
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, доцент кафедры «Педагогика»

 

Современное российское общество может быть с полным правом названо информационным, в котором огромную роль на подрастающее поколение оказывают средства массовой информации. В подобном социуме индивид, казалось бы, обладает высокой степенью индивидуальной свободы, но, в то же время, подвержен не менее оперативному воздействию контроля со стороны остальных членов общества.

Важным является определение самого понятия индивидуальной свободы и социального контроля, а так же выявление тонкой грани, где проявление индивидуумом своей воли начинает противоречить интересам общества.

Итак, по мнению английского философа Д. С. Милля, индивидуальная свобода представляет собой абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. В качестве граней индивидуальной свободы он выделяет следующие моменты: свобода мысли и мнения (выражаемого вовне), свобода действовать сообща с другими индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы. Все эти и родственные им свободы – абсолютно необходимые условия для развития, самоосуществления индивида и вместе с тем защита от всяких посягательств извне на автономию личности, как со стороны государственных институтов, так и со стороны общественного мнения. При этом Милль ни в коем случае не отождествляет индивидуальную свободу с самочинностью, вседозволенностью и прочими асоциальными вещами [1].

Из этого определения следует, что человек вправе строить свою жизнь так, как он считает верным. Однако в силу того, что человек – существо общественное, то и жизнь свою он обязан планировать в соответствии с общественными нормами. Если же слова и действия индивида каким-то образом не совпадают с общепринятой системой ценностей, на сцену выходит так называемый социальный контроль.

Социальный контроль – есть механизм поддержания социального порядка путем использования властных полномочий и санкций.  В обыденном смысле он сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям [2]. Социальный контроль бывает институциональным, реализующийся государственными или общественными организациями и неинституциональный, воздействующий через массовое сознание путем установки определенных ценностей с помощью средств массовой информации, отдельных индивидов и общества в целом. Здесь надо сказать, что первый тип социального контроля выражен более ярко и обладает прямым воздействием на индивида, посредством санкций за «правильное и неправильное» поведение. Второй же тип, действует практически незаметно, но является более продуктивным в процессе привития человеку установки определенного поведения и образа мысли, а также наблюдения за его поведением.

Рассмотрим, что же происходит в нашем обществе. Конституцией Российской Федерации гражданам предоставляются личные, политические и экономические права, как формы выражения индивидуальной свободы [3].  С увеличением степени развития информационных технологий, становится все проще пользоваться данными правами. Как известно, одним из самых активных агентов приобщения индивида к обществу являются средства массовой информации, и если раньше это были газеты, журналы и телевидение, то на нынешнем этапе процесс социализации молодежи все больше и больше переносится в виртуальное пространство. Молодежь в сравнении со старшими поколениями лучше усваивает новые информационные технологии и поэтому является их основным пользователем. Возьмем, например, один из главных аспектов индивидуальной свободы – свобода мысли и ее выражение вовне. Сейчас существует огромное количество государственных и частных  интернет - порталов, где ведется обсуждения тех или иных вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой государства, вплоть до сбора подписей за тот или иной проект, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу. Стоит упомянуть и об официальном сайте Президента Российской Федерации, где каждый гражданин вправе написать письмо президенту по той или иной проблеме [4].  Если говорить о менее широких вопросах, то каждый пользователь интернета получает свободный доступ на любой зарегистрированный форум, где может свободно выражать свое мнение по теме обсуждения. Если мнение пользователя принимается большинством, то он получает одобрение всего форума, если противоречит принятой позиции сайта, то он просто исключается из темы обсуждения. Таково минимальное проявление общественного контроля по отношению к индивиду. И здесь даже не идет речь о каком-либо контроле со стороны государства, общество само вычленяет неугодное поведение, нарицая его девиантным.

Говоря о более глобальных масштабах социального контроля, можно с полной уверенностью отметить, что в информационном обществе достаточно эффективно он осуществляется неформальными способами. В основном это происходит через медиа-системы, которые формируют коллективные представления о событиях и явлениях, наделяя их определенной значимостью и статусом. С помощью социальных моделей, представляемых медиа, складывается мировоззрение молодежи, формируются их определенные взгляды и жизненные стратегии. Именно таким способом российскому обществу были привиты идеалы западной цивилизации, стандарты общества потребления и культура, изначально не свойственная русскому народу. Постепенно западные ценности стали нашими социальными нормами и так или иначе, были приняты каждым, поскольку человек вынужден либо следовать за обществом, либо отказаться от него в угоду своим личным интересам. Вот непосредственно здесь и наблюдается невозможность достижения полной индивидуальной свободы при постоянном взаимодействии с информационным обществом и контроле с его стороны.


Список литературы:

  1. История политических и правовых учений : учебник / ред. В. С. Нерсесянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – 933 с.
  2. http://ru.wikipedia.org – электронная энциклопедия
  3. Конституция РФ
  4. http://президент.рф – официальный сайт Президента РФ

 

4.2
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.2 (5 votes)

Структуры формального контроля в информационном обществе отнюдь не ослабевает. Технические средства контроля предоставляют возможности которые позволяют средства формального социального контроля вывести на совершенно новый уровень

В статье, безусловно, имеется хорошая постановка проблемы. Например, движение «хакеров» возникло как попытка новой революции хиппи, то есть, борьбы за индивидуальную свободу в информационном обществе. Современные социальные сети – это как Америка до Колумба, они притягательны и еще таят в себе много загадок, а, следовательно, большую степень свободы творчества. Личность желает «туда» уйти именно в поисках индивидуальной свободы, как русские крестьяне, которые бежали от крепостного права в Сибирь и на Дон. Отличная тема, по которой можно провести интересное исследование. Желаю удачи!

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".