Игровые автоматы как особые объекты гражданского оборота

Сульженко Анатолий Андреевич,
ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

 

Сфера деятельности по организации и ведению игорного бизнеса в России привлекает большое внимание в связи с получением неконтролируемых доходов, появлением новых видов азартных игр и способов вовлечения в них людей из самых различных слоев населения. Игорный бизнес распространился настолько, что стал представлять реальную угрозу для общественной нравственности, способствуя развитию у людей привычки к «легким деньгам». У такого человека теряется интерес к работе, увлекшись игрой, человек не замечает, как простой интерес перерастает в психическое расстройство, именуемое лудоманией (т.е. игроманией или игровой зависимостью).

Граждане с игровой зависимостью тратят все свои сбережения на азартные игры, а при их отсутствии начинают продавать свое имущество в целях приобретения денежных средств для продолжения своего участия в азартных играх. В таких случаях возможно даже ограничение их в гражданской дееспособности, если согласно п. 1 ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, вследствие пристрастия к азартным играм, ставит свою семью в тяжелое материальное положение [1].

Одной из главных мер на пути ограничения игорного бизнеса стало создание специализированных игорных зон в субъектах Российской Федерации, лишь на территории которых законодательно разрешается проведение азартных игр. Тем не менее, несмотря на прямой запрет деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон, недобросовестные граждане, стремясь разбогатеть за счет людей, страдающих игроманией, часто открывают подпольные игорные заведения: игровые клубы, казино, залы игровых автоматов и пр.

В целях преодоления негативных тенденций в сфере противодействия незаконному игорному бизнесу за незаконные организацию и проведение азартных игр вне игорных зон в России была установлена административная и уголовная ответственность как для физических, так и для юридических лиц.

Однако факт организации и проведения азартных игр весьма трудно доказуем, в связи с тем, что в момент появления правоохранительных органов на месте совершения правонарушения либо преступления азартные игры моментально прекращаются. При недоказанности самого процесса проведения азартных игр, но при наличии игровых автоматов, правоохранительные органы не имеют никакого права осуществить конфискацию игорного оборудования, а значит, игровые автоматы остаются у злоумышленников и также могут в дальнейшем использоваться по прямому назначению.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» под игровым автоматом следует понимать игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников [2]. Следовательно, выигрыш при игре на игровых автоматах никак не зависит от физической либо умственной деятельности человека и формируется самопроизвольно.

Как отмечается в п. 1 ст. 1062 Гражданского кодекса, по общему правилу, требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участие в них, не подлежат судебной защите [3]. Исключения составляют лишь случаи принятия участия в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также случаи неисполнения оператором лотереи или организатором игр обязанности по выплате выигрыша участнику, выигравшему в лотерее, тотализаторе или иных играх либо причинение убытков оператором лотереи или организатором игр в связи с нарушением договора. Однако и данные исключения не действуют в случае участия гражданина в азартных играх, проводимых подпольно.

В целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, общественной безопасности и государственных интересов допускается установление режима ограниченной оборотоспособности для отдельных объектов гражданских прав, что в соответствии с п. 2 ст. 128 Гражданского кодекса России означает их возможность принадлежать лишь определенным участникам оборота либо отчуждаться по сделкам на основании специального разрешения (лицензии). А значит, борьба с незаконным игорным бизнесом была бы намного более эффективной, если бы игровые автоматы, используемые при организации и проведении азартных игр, были ограничены в гражданском обороте, как, например, оружие, наркотические и психотропные вещества, драгоценные металлы и камни и пр.

Действительно, в случае введения ограничения оборотоспособности на игровые автоматы, при их обнаружении и отсутствии у собственника соответствующих разрешений на производство, хранение либо использование данного оборудования, правоохранительные органы могли бы привлекать собственников к ответственности, предусмотренной административным либо уголовным законодательством вне зависимости от доказанности факта незаконных организации и проведения азартных игр, а также конфисковывать такое незаконное имущество.

В свою очередь, полностью изъять игровые автоматы из гражданского оборота не представляется возможным в виду того обстоятельства, что такие игровые автоматы могут использоваться при наличии соответствующего разрешения и на законных основаниях в игорных зонах Российской Федерации, которые располагаются, на данный момент времени в пяти субъектах России, а именно в: Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Приморском крае и Калининградской области.

Таким образом, являясь законодательно запрещенным, незаконный игорный бизнес продолжает функционировать в подполье, где его регулирование правоохранительными органами становится весьма затруднительным. Тем не менее, ограничение игровых автоматов в оборотоспособности стало бы отличной мерой по борьбе с такими нелегальными проявлениями.
 


Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 7.
4.666665
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.7 (3 голосов)

Статья актуальна . Зачастую только и слышишь : обнаружено очередное подпольное казино....Считаю ,полностью запретить их оборот невозможно , но передать продажу определенным фирмам , вполне реальная ситуация.А фирмы уже пусть продают лицензированным покупателям . С другой стороны , в этой сфере слишком жесткое законодательство , которое возможно смягчить разрешив игровые автоматы , но обложим их владельцев налогом, чтобы пополнить местные бюджеты , которых так не хватает.

спасибо за статью!

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".