Раковец Неля Станиславовна
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Гражданская социализация молодежи традиционно является очень важным вопросом социальной жизни. В странах СНГ процесс демократических преобразований начинается только в 90-е годы. В советском обществе в основе социальных ожиданий, предъявляемых к индивиду, лежали преимущественно идеологические принципы, такие как верность политике партии; преданность идеалам коммунизма; политическая активность, направленная на построение социализма; патриотизм, понимаемый как любовь к Советской Родине; интернационализм; коллективизм; трудовая активность; социальный оптимизм и т. д., ставшие слагаемыми особой модели гражданственности [3, с. 68]. Если раньше Родина в большей степени ассоциировалась со страной, где живет человек, малой Родиной, высокой готовностью ее защищать, то постепенно отношение к Родине, отечеству, становится более нейтральным и рациональным. Основная коллизия данной проблематики заключается в следующем: гражданин для государства, или государство для гражданина. В тоталитарных и авторитарных политических системах конкретный гражданин призван «приносить в жертву» индивидуальные устремления, в крайней ситуации – даже жизнь. Чем более человек предан общественной идеологии, тем более он соответствует образу идеального гражданина тоталитарной или авторитарной политической системы (например, Павел Корчагин). В демократических политических системах государство выступает в роли гаранта прав и свобод личности гражданина. Быть гражданином в демократическом государстве тоже очень не просто: надо суметь распорядиться своей долей свободы, реализовать свою ответственность перед другими гражданами, в конце концов, быть способным защитить свое демократическое государство [5, с. 199].
Гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся систему поведения и взаимодействия людей друг с другом, связанных общностью интересов, активности, национальных и культурных традиций, особенностями экономики и не в последнюю очередь моральными, религиозными и правовыми ценностями… нет гражданского общества вообще. В каждой стране существует свое «собственное» гражданское общество. Но есть то общее, что позволяет определить гражданское общество как систему жизнедеятельности самых различных личностей, сферу личной свободы, ограниченную только определенными социальными нормами [6, с. 11]. Гражданская социализация есть процесс становления гражданина путем усвоения личностью понятий, норм и ценностей гражданского общества, навыков их реализации в определенных национально-государственных условиях. Процесс социализации гражданина выступает естественным основанием формирования его социального облика, зрелости и активности [6, с. 14].
Исследователи проблем социализации отмечают, что сегодня по истечении ряда лет российских реформ приходится констатировать, что переход страны к новым экономическим условиям осуществляется без четкой концептуальной программы, обеспечивающей синхронность изменения общества в целом и его социальных институтов в частности [2, с. 77]. Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения наших стран на мировой арене. И эти реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения.
В наши дни в обществе патриотизм и традиции гражданственности поменяли свой смысл, который был характерен для советского общества. В условиях быстро меняющегося мира молодежи стало сложнее определиться со своими ценностными ориентациями, что характерно для всех государств. Необходимо отметить, что традиционный подход к патриотическому воспитанию, наследуемый нами из опыта советской школы, понятие патриотического подвига ассоциирует, прежде всего, с подвигом во время военных действий. Таким образом, область реализации патриотического воспитания локализуется, главным образом, в формировании у молодежи готовности к защите Отечества и к службе в армии, осознания воинского и гражданского долга перед своей Родиной. Да, это есть неотъемлемые аспекты патриотического воспитания. Но воспитание патриота в школе будущего, в «Нашей новой школе» имеет более широкое понимание. Социализация и самореализация гражданина не ограничивается только выполнением долга перед Отечеством. Гражданский подвиг имеет более широкую сферу для реализации. Это подвиг семьянина; подвиг профессионала; подвиг человека, который не привык проходить мимо, когда совершается зло [4, с. 492].
В нынешнем современном обществе представление о патриотизме значительно изменилось, так как изменилось само общество. Современная молодежь делится на группы, у каждой отдельной группы свои представления патриотизма и гражданственности. Объединить и подчинить их в наше время стало гораздо сложнее, и в этом процессе, в определении данной позиции у современной молодежи, государство играет важную роль. Ведь патриотизм и другие социальные качества нужно воспитывать у человека с самого детства, тогда он вырастет истинным патриотом и гражданином своей страны. Общество развивается, не стоит на месте, в нем уже создан плюрализм мнений, люди терпимо относятся к разным оценкам патриотизма, взглядам на него. Современная молодежь должна обратиться к ценностям общества, меньше уделять внимания своему личному, приблизиться к решению проблем государства, проявить свою гражданскую позицию [1, с. 206].
Одним из важнейших факторов и условий развития государства является наличие гражданской позиции у граждан этого государства. Поскольку гражданская позиция личности, прежде всего, отражает сопричастность человека к общим проблемам, его неравнодушие к происходящему, его готовность стать активным субъектом социального развития. Сейчас современное общество дает более широкие возможности реализации своих талантов и способностей, позволяет приблизить жизненный уровень молодого поколения к высоким мировым стандартам.
Процесс гражданской социализации молодежи - это главный механизм включения молодых людей в общественно-полезную жизнь. Вопрос участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития страны.
Как и во все времена в любом обществе наиболее актуальными проблемами молодежи являются вопросы получения качественного образования, устройства на работу, занятия бизнесом.
В этой связи большое значение приобретает общественно-государственный характер работы с молодежью.
Полнокровная интеграция молодежи в социально-экономические и политические процессы возможна только на основе широкого взаимодействия государства, молодежных объединений, всех институтов гражданского общества, бизнес-сообщества в решении проблем гражданской социализации молодежи.
В то же время, государство и общество должны давать молодым людям шанс, всемерно поддерживать их самостоятельную активность.
Социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества – вот главные компоненты активной гражданской позиции.
Большинство ученых выделяют три основных компонента, входящих в состав понятия «гражданская позиция»: патриотизм, гражданственность и социально-политическая активность. Понятие «гражданская позиция» не имеет в науке единого определения, оно является достаточно дискуссионным. В основном, это связано с тем, что ученые выделяют разные личностные качества у индивида, являющиеся неотъемлемой составляющей гражданской позиции, выделяют различные составные компоненты гражданской позиции, различные факторы влияния и т. п.
Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая разными языками, впитавшая ценности и культуру народа, толерантная – такой видится современная молодежь.
Уже сегодня можно говорить о качественном улучшении поведенческих и волевых характеристик молодежи: растет самостоятельность, практичность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей. В сознании молодежи увеличивается престижность образования, растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья. Это новые позитивные тренды.
Социологические исследования показывают, что традиционными жизненными ценностями молодежи остаются семья, друзья, здоровье, затем следует: материальное благополучие, интересная работа, карьерный рост.
Для того, чтобы позитивные тенденции стали доминирующими, требуется целенаправленная работа. Государственная молодежная политика, рассматривая молодежь как объект воспитательного воздействия, должна не просто предложить новые базовые ценности, но и активно формировать соответствующие этим ценностям поведенческие принципы и жизненные убеждения. Только в этом случае следование указанным ценностям будет восприниматься как естественная потребность, а связанные с ними действия как осознанная необходимость.
Доминирующими для молодежи должны стать традиционные общечеловеческие ценности, такие как честность, доброта, справедливость, уверенность в будущем. Вместе с тем, в новом веке наступила новая ответственность, что требует культивирования ценностей, соответствующих современному духу развития, новым глобальным трендам и экономическим вызовам современности.
Библиографический список:
- Гражданская культура современного российского студенчества [Текст]. - Екатеринбург: Маска, 2007.
- Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теория, факторы, модели [Текст] / И. Ф. Дементьева. - М, 2004.
- Пронина, Е. И. Становление гражданской позиции подростка: константы и динамика [Текст] / Е. И. Пронина // Образ жизни в советской и постсоветской России / Под общ. ред. А. А. Возьмителя и Г. И. Осадчей. – М.: Изд-во РГСУ, 2009.
- Чухин, С. Г., Буртубаева, Р. А. Патриотическое воспитание в контексте гражданской самореализации [Текст] / С. Г. Чухин, Р. А. Буртубаева // Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: сб. материалов Третьих Всерос. аксиологических чтений. – Омск: Изд. ОмГПУ, 2012. – С. 492-494.
- Чухин, С. Г. Трансформация воспитательной системы общеобразовательной школы Омского региона в условиях развивающегося гражданского общества [Текст] / С. Г. Чухин // История образования и просвещения в Западной Сибири: сборник научных статей и материалов Восьмой региональной научно-практической конференции, посвященной 135-летию со дня рождения А. Н. Седельникова / Ред. И. Е. Скандаков и др. – Омск: Амфора, 2012. – С.197-204.
- Чухин, С. Г. Гражданская самореализация студенческой молодежи: монография [Текст] / С. Г. Чухин. - Saarbrücken (Germany) LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. – 100 с.
На наш взгляд, гражданская социализация не предполагает в качестве цели гражданский подвиг, как и рассмотрение гражданского подвига как подвиг семьянина, подвиг профессионала. Как известно, социализация вообще, а гражданская, в частности,есть процесс усвоения социальных норм и социальных ценностей. Подвиг не является нормой, а,скорее, позитивной девиацией, и только барон Мюнхаузен планировал совершение ежедневного подвига в 12 часов.Было бы интересно порассуждать о формировании гражданской позиции современной молодежи, понимании содержания этого понятия, форм провления.
В данной статье поставлена очень актуальная проблема, суть которой – как изменяется гражданская социализация личности под воздействием социальных трансформаций последнего исторического периода. Речь идет о масштабных изменениях, которые несет эпоха глобализации. Нет больше мононациональных государств, все они стали многонациональными. Нет больше акцентуации гражданского образования только на военно-патриотическом аспекте. Автор обосновано ставит следующую стратегическую задачу перед гражданским образованием – расширение рамок рассмотрения гражданской социализации до уровня семьи, работы, политики «малых дел». Гражданская позиция проявляется не только и не столько в актах гражданского неповиновения, сколько в актах гражданской ответственности (уборка двора, помощь ближнему и так далее). Таким образом, современный патриотизм интегрирует в более интимное понятие, чем он был раньше.
Мне всегда представлялось, гражданственность - это атрибут гражданского общества. Попытка ее интегрировать с государством превращает ее в фикцию