В. Быченко – студент 3 курса Омского юридического института
Научный руководитель: С.В. Супрун, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ОМЮИ
С принятием нового УПК РФ в российском законодательстве появились меры процессуального характера, направленные на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. С появлением указанных мер можно говорить о создании специального института государственной защиты указанных лиц.
Однако одних лишь мер процессуального характера для защиты интересов потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, оказывающих ему содействие, было явно недостаточно. Лицам, испытавшим на себе противоправное воздействие или находящимся под угрозой такого воздействия, целесообразно обеспечивать безопасность и мерами, применяемыми за рамками уголовного процесса. Необходимо обеспечивать их социальную защиту со стороны государства. Для обеспечения надлежащей государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, многие ученые и работники правоохранительных органов считалось целесообразным принятие специального закона, в котором будет предусмотрен комплекс соответствующих мер и механизм их реализации. В 2004 году был принят закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Свидетелем в соответствии с законом - является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ст. 56 УПК РФ).
Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства - осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества , а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.[1]
Государственной защите подлежат только участники уголовного судопроизводства. В условиях рыночной экономики, гражданские дела и арбитражные споры связаны с разделом огромных средств, под час, в такого рода делах, решается судьба градообразующих и стратегических предприятий несущих большую социальную и стратегическую безопасность для страны. Рассмотрение гражданских дел часто связано с давлением, подкупом и убийством свидетелей и представляющих интересы противной стороны адвокатов. Рейдерские захваты в основе своей имеют гражданско-правовой спор, давление на свидетеля угрозы и подкуп обычное явление, возможность государственной защиты свидетеля по гражданским и арбитражным спорам, не регламентирована законом[2]. Представляется, что необходимо расширить Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предоставив возможность государственной защиты для свидетелей по гражданским делам, принимаемой по решению суда.
Осуществление мер государственной защиты возлагается на шесть различных ведомств: на органы внутренних дел РФ; органы федеральной службы безопасности; таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению; а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством осуществление отдельных мер безопасности[3]. Отсутствие единого органа приводит к отсутствию единого подхода, единой стратегии и тактики осуществления защитных мероприятий. Нет единой системы подготовки сотрудников их специализации. В отношении защищаемого лица могут применяться одна или одновременно несколько мер безопасности. В Федеральном законе N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" статья 6, таких мер девять:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Для проведения мер безопасности сотрудникам, обеспечивающим государственную защиту, необходим специальный опыт, психологические знания и подготовка для работы со свидетелями преступлений и членами их семей.
Для успешного и эффективного решения поставленных задач по защите свидетелей и иных лиц необходим единый специализированный правоохранительный орган, отвечающий за обеспечение мер защиты, подготовку профессиональных кадров, способных на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные перед ними задачи. Государственной защитой должно заниматься ведомство, не имеющее функций расследования преступлений, возможный вариант - служба судебных приставов Министерства юстиции России. Как, к примеру в США, реализацией мер государственной защиты занимается одно специализированное ведомство – Федеральная Служба судебного исполнения США (Маршальская служба Соединенных Штатов Америки)[4].
Сегодня если меры безопасности и применяются к потерпевшим и свидетелям, то они носят разовый характер, а не являются систематическими. В большей степени это относится к тем, которые требуют значительных затрат и усилий. Отсутствует четкий механизм переселения в неопасное место жительства, возможность изменения внешнего вида. Для осуществления реальной защиты и применения всех мер безопасности предусмотренных законом необходимы соответствующие изменения в пенсионное, трудовое, жилищное, медицинское законодательства которые в полной мере еще не произведены. Законодательные пробелы существенно осложняют применение таких мер безопасности, как замена документов потерпевших, изменение внешнего вида, изменение их места работы, переселение их в другое место жительства. Так что пока, в место изменения внешнего вида накладывают грим и клеят фиктивные усы, а вместо переселения на новое место жительства, Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ, отработали не регламентированные законом фиктивные похороны. Организовывают, вынос трупа из квартиры, опознание в морге, могильное надгробье, готовят свидетельство о смерти[5]. А дальше проблема безопасности не решена.
Актуальный, в особенности сегодня, институт государственной защиты свидетелей потерпевших и иных участников судебного процесса. Россия одна из самых коррумпированных и криминальных стран мира. Для перехода к инновационной экономике, к цивилизованному правовому государству, необходимо преодолеть образовавшиеся за время переходного периода пробелы. Активный, защищенный свидетель одна из ключевых процессуальных фигур справедливого и оперативного судопроизводства. Принят закон, но его необходимо дорабатывать.
Список литературы:
- Проблемы и перспективы развития института государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Бородкина Т. "Мировой судья", 2010, N 4. – С.-5.
- Полиция десяти стран Балтики - за единую систему защиты свидетелей // СПС http://rus.delfi.ee/arhive.php?id=7033075.
- Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» 20 августа 2004 г, № 119 ФЗ.
- И.Л. Трунов Проблемы государственной защиты свидетелей // "Мировой судья", 2010, N 4. С. 2.
[1] Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» 20 августа 2004 г, № 119 ФЗ.
[2] И.Л. Трунов Проблемы государственной защиты свидетелей // Мировой судья, 2010, N 4. С. 2.
[3] Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» 20 августа 2004 г, № 119 ФЗ.
[4] Полиция десяти стран Балтики - за единую систему защиты свидетелей // СПС http://rus.delfi.ee/arhive.php?id=7033075.
[5] Проблемы и перспективы развития института государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Бородкина Т. "Мировой судья", 2010, N 4. – С.-5.
Применение мер безопасности наверно и не может носить систематический характер в силу особых условий их применения.