Климова Анна Сергеевна,
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль
В энциклопедических изданиях и словарях существует в целом верное понимание термина «гармония». В переводе с греческого «ἁρμονία» означает стройную согласованность частей одного целого. В других источниках гармония означает «согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь» (С.И. Ожегов).
В литературе права и обязанности рассматриваются в качестве меры поведения (В.А. Патюлин), элементов правового статуса личности (Н.В. Витрук, Н. И. Матузов, Л.Д. Воеводин), парных юридических категорий (В.М. Шафиров, А.А. Рудаков), содержания правоотношений (С.Ф. Кечекьян, Ю.Г. Ткаченко).
К общим признакам прав и обязанностей можно отнести следующие: они составляют юридическое содержание позитивного права; с их помощью осуществляется правовое регулирование поведения людей, их коллективов и организаций; служат удовлетворению индивидуальных и общественных интересов и потребностей; раскрывают уровень политического и правового режимов в обществе; отражают качество правотворческой и иных юридических технологий, которые тесным образом связаны с количественными и качественными характеристиками прав и обязанностей, эффективностью их реализации внутри страны и на международной арене. Все это говорит о единстве данных правовых явлений. Однако, в современном мире цельность, согласованность этих взаимных, парных категорий отсутствует, существует определенная дисгармония в их закреплении как в международных актах, так и законодательстве нашего государства.
Аксиомой является тот факт, что каждый человек имеет права и свободы, которые в любом государстве должны гарантироваться, признаваться и защищаться. Данное положение берет свое начало из теории естественного права, известными представителями которой являлись Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающиеся ученые. Эта концепция впервые нашла закрепление во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.
В наши дни именно она лежит в основе международных актов и национального законодательства многих стран. Правам человека уделяется внимание во всех фундаментальных документах, таких как Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
В России положения данных актов в первую очередь нашли отражение в Конституции, которая провозглашает права и свободы человека высшей ценностью государства (ст. 2). Ничуть не умаляя значения прав и свобод человека в современном мире, их ценность в уважении и признании достоинства и свободы личности, хотелось бы, однако, обратить внимание на то, что многие из нас забывают об обязанностях и других личностных и общечеловеческих ценностях, которые в определенных ситуациях превалируют над правами человека и гражданина. Здесь, будет уместно, с учетом происходящих в современном мире и России процессах, привести несколько цитат из «Декларации о правах и достоинстве человека», принятой на Х Всемирном Русском Народном Соборе в Москве 4-6 апреля 2006 г.
«Права и свободы, - отмечается в этой Декларации, - неразрывно связаны с обязанностью и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества. … Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыня, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое».
Некоторые ученые утверждают, что в теории естественного права нет места обязанностям человека. Например, Б.С. Эбзеев пишет, что постановка вопросов об обязанностях человека в конкретный период времени «зачастую объявляется неуместной, поскольку не имеет под собой ни теоретических (в доктрине естественного права), ни практически-юридических (в конституциях и законодательных актах прошлого) оснований». И. Сабо отмечает, что «в литературе по естественному праву никогда не затрагивался вопрос об обязанностях; такого понятия просто не знали».
Однако, еще в XVIII веке помимо Декларации прав человека и гражданина на заседании Учредительного Собрания Франции предлагалось принять «Декларацию обязанностей», которая тогда была отклонена. Лишь 22 августа 1795 г. Конвент, обсуждавший Конституцию III года, принял Декларацию обязанностей человека и гражданина. Но, в отличие от первой, эта Декларация не стала самостоятельной частью Конституции Французской Республики. То есть возникла определённая диспропорция в определении и признании прав и обязанностей.
При этом в статье 2 этой Декларации сказано: «Все обязанности человека и гражданина развиваются из следующих двух основных положений, запечатленных природой во всех сердцах (выделено нами. – А.К.): Не причиняйте другому того, чего вы не желали бы сами претерпеть от других, творите постоянно другим то благо, которое вы желали бы от них получать». Таким образом, данная декларация указывает на то, что наряду с правами конструкция юридических обязанностей не противоречит теории естественного права, а наоборот, также вытекает из человеческой природы.
В статье 1 Декларации сказано: «Дабы общество могло существовать, необходимо, чтобы члены общества знали также и выполняли свои обязанности». Данное положение ничуть не потеряло своей актуальности и в наши дни, когда существует огромное количество уклонений, злоупотреблений и неисполнений обязанностей, «налагаемых естественными неизменными началами нравственности и законами человеческими в силу факта принадлежности человека и гражданина к обществу и государству».
В указанных нами международно-правовых актах упоминание об обязанностях человека практически отсутствует, основное внимание уделяется правам и свободам человека, а также обязанностям государства по их соблюдению и защите. Лишь в статье 29 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В связи с этим в Основном законе страны также основной аспект делается на правах и свободах человека, обязанности же уходят на второй план. Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина», хотя в ней мы находим основные конституционные обязанности, а именно: в ст. 17 фактически закреплена обязанность граждан не нарушать права и свободы других лиц; в ст. 21 – обязанность уважать достоинство других людей; в ст. 36 – обязанность не наносить ущерба окружающей среде, не нарушать права и свободы других лиц в процессе пользования землей и иными природными ресурсами; в ст. 38 – обязанность родителей по воспитанию детей и совершеннолетних детей по отношению к своим родителям; в ст. 43 – обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования; в ст. 44 – обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; в ст. 57 – обязанность платить законно установленные налоги и сборы; в ст. 58 – обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; в ст. 59 – обязанность защиты отечества. И, наконец, в 1 главе закреплена обязанность соблюдать Конституцию РФ и ее законы (ч. 2 ст. 15). Таким образом, название главы не соответствует ее объему.
Большинство авторов полагают, что личность, права и свободы, законные интересы и другие элементы ее юридического статуса являются высшей ценностью, обуславливающей развитие всех сфер жизнедеятельности гражданского общества, определяющей уровень его цивилизованности и прогрессивности, в связи с чем необходимость согласованности прав и обязанностей как в международном, так и внутригосударственном праве отсутствует. Однако, как правильно заметил П.И. Пестель, всякое государство может гармонично и цивилизованно развиваться лишь «на основе равновесия взаимных обязанностей и взаимных прав». И если во времена принятия фундаментальных международных актов первоначальной задачей было именно наделение человека правами и защита каждого от произвола государства, то на современном этапе нет нужды напоминать людям об их правах. Каждый человек знает, осуществляет, защищает их, а нередко и выходит за рамки, поэтому необходимым является упоминание именно об обязанностях, от которых люди охотно уклоняются, уходят или даже просто о них забывают.
Исходя из сказанного, во-первых, необходимо закрепить основные обязанности человека в специальном акте на международном уровне, например, в Декларации обязанностей человека и гражданина. Принятие этого документа, на наш взгляд, должно помочь осознать каждому человеку, что он несет соответствующие обязанности и ответственность за их неисполнение, что предоставленное ему право далеко не абсолютно, а его осуществление возможно только в случае исполнения всеми субъектами общества, возложенных на них обязанностей. В декабре 1998 г. была разработана по инициативе ЮНЕСКО и принята в Валенсии (Испания) Декларация обязанностей и ответственности человека. Принятие международного документа (декларации) основных обязанностей, - как верно замечает Л.Х. Мингазов, - имела бы важное значение для формирования культуры и правосознания людей. Реализация идеи расширения круга обязанностей человека в конституциях государств и в международном праве, - продолжает автор, - имеет важное практическое значение. Сегодня становится очевидным потребность в возвышении обязанностей человека до уровня признания его прав. Также существует потребность в обновлении современной концепции прав человека с учетом усиливающейся тенденции развития прав и обязанностей в направлении их существования как правообязанностей. Современный подход к соотношению прав и обязанностей должен отражать диалектику индивидуальных притязаний и общего блага.
Во-вторых, на конституционном уровне нужно закрепить положение, согласно которому в Российской Федерации признаются и гарантируются права и обязанности человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Не только конституционные права и свободы человека и гражданина, но и их обязанности должны быть непосредственно действующими. Внутренние и внешние условия развития нашей страны показывают, что человек, его права, обязанности и свободы являются высшими ценностями, действуют непосредственно и влекут неотвратимую юридическую ответственность за их злоупотребления перед конкретными людьми, их коллективами и организациями.
Главу 2 Конституции РФ следовало бы назвать таким образом: «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», тогда всем будет ясно, почему в этой главе закреплены юридические обязанности. Круг конституционных обязанностей при этом следует расширить исходя из готовых наработок отечественных авторов, материалов конституционных и уставных судов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, учитывая конституционную практику других стран.
Таким образом, гармоничное сочетание обязанностей с соответствующими правами в во всех сферах жизнедеятельности общества в настоящее время является одним из приоритетных направлений юридической науки и практики.
Ваше идея хорошая, правильная и необходимо, для современного общества, чтобы предотвратить произвол в обществе. Но вы не меняли основную идеологию, закрепленную в ст. 2 Конституции РФ, а только дополнили "человек, его права, обязанности и свободы являются высшими ценностями". На мой взгляд это неправильная идеология, плохая начала для России. Данная норма возвышает авторитет личности до высшей ценности, в результате отрицаются православные ценности, согласно которым только Бог есть высшая ценность, а человек должен быть скромным,добрым,не должен думать о своих правах, а только о том, как творить добро. Таким образом, по моему мнению только православная идеология может спасти Русь от европейского материализма.