Морозова Анна Викторовна
ГУ «Основная общеобразовательная школа №14 отдела образования акимата города Костаная», Республика Казахстан, г. Костанай
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданское воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой цель гражданского воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса гражданского воспитания.
Под патриотизмом и гражданственностью понимается любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.
Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Богатые возможности для формирования гражданского мировоззрения учащихся имеют интегрированные уроки, основное преимущество которых в том, что они позволяют с различных сторон познавать явление или предмет изучения [1, с. 18].
Удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер помогают нестандартные уроки. С целью осуществления гражданского воспитания школьников коррекционных классов целесообразно использование следующих форм нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр, уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (уроки мудрости, уроки мужества), уроки, напоминающие публичные формы общения (диалог, телемост, «живая газета», устный журнал).
Большое значение для эффективности гражданского воспитания имеет внеклассная воспитательная работа, формы которой очень разнообразны. В зависимости от количества вовлеченных в воспитательную деятельность участников, выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповые, коллективные, массовые.
Для решения одной из важных задач гражданского воспитания в коррекционных классах - формирования навыков социального взаимодействия с группой сверстников, большие возможности представляют коллективные формы воспитательной работы [5].
Эффективна в общеобразовательной школе в коррекционных классах такая форма коллективной воспитательной работы как классный час, основным компонентом которого является беседа классного руководителя с учащимися на заранее спланированную тему.
Одной из наиболее эффективных форм гражданского воспитания школьников является коллективное творческое дело, в методике проведения которого выделяют четыре основных компонента: коллективную деятельность по улучшению окружающей жизни; проявление творчества; сменяемость всего актива; особую позицию педагога.
Массовые формы обеспечивают возможность взаимообогащения, способствуют развитию каждого ученика, создают условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов и навыков коллективного труда; помогают привить им принципы, которые формируют активную жизненную позицию гражданина.
Большое значение для учащихся имеет игра. Она выступает как способ познания мира, стимулирует инициативу и творчество. В игре ребенок в соответствии с сюжетом или игровыми правилами сам строит свои отношения в качестве субъекта общения [4, c. 56].
На этом основании важное место в гражданском воспитании школьников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), способствующие созданию эмоциональной атмосферы занятия, повышению познавательной активности детей, раскрытию их творческого потенциала [4, c. 57].
Формирование гражданского отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой Родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, полевая работа, конкурсы, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки).
Гражданское воспитание школьников в процессе обучения других видов деятельности (общения, игры, труда, кружковой работы) осуществляется через разнообразие методов воспитания и обучения.
Большие воспитательные возможности для формирования гражданственности младших школьников заключены в словесных методах обучения. В рассказах, беседах, объяснении дети получают возможность увидеть не только обращенный к ним факт, но и воспринять дух отношений, принятых в обществе.
Наиболее эффективным из наглядных методов является метод наблюдения, при применении которого ученик больше учится сам, чем его учат, развиваются терпение, настойчивость – качества, необходимые для формирования гражданской самостоятельности и активности [6, c. 117].
Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.
Охарактеризуем наиболее эффективные для гражданского воспитания младших школьников методы организации деятельности.
Сущность метода приучения заключается в практической деятельности с учащимися, основной функцией которой является выработка умений и навыков гражданского поведения. Эффективность этого метода обусловлена тем, что он оказывает большое влияние и на формирование сознания, обеспечивая подкрепление формирующихся убеждений в деятельности.
Суть метода поручения заключается в определении воспитанникам и выполнении ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Выполнение поручений способствует формированию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.
Применение метода требования эффективно при следующих условиях: требование должно быть выполнимым и непременно выполненным, в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство, требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться воспитанниками как общественные [2, c. 14].
В гражданском воспитании младших школьников большое значение имеют методы формирования сознания. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Богатые воспитательные возможности заключены в методах убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ существа дела с объяснениями его важности и полезности. Большую значимость на этом возрастном этапе имеет пример.
Суть метода заключается в формировании определенного отношения к явлениям действительности на основе какого либо образца. В качестве образца могут использоваться примеры родителей, близких люде, великих ученых и общественных деятелей, героев художественной литературы, кино, а также личный пример учителя.
Для достижения наибольшей эффективности гражданского воспитания младших школьников, кроме основных методов используются дополнительные методы стимулирования, направленные на стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения – поощрения, или коррекцию неправильного поведения с помощью отрицательной оценки их действий – наказания [3, c. 54].
В качестве поощрений используются одобрение, похвала, благодарность, награда, в качестве наказаний - порицание, предупреждение, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей. Важно выбирать наказания, которые бы не унижали достоинства учащихся.
На современном этапе наиболее эффективными для решения задач гражданского воспитания являются такие формы учебно-воспитательной работы, как: интегрированные и нетрадиционные уроки, классный час, коллективные творческие дела, игровые формы, краеведческая работа.
В школе эффективны следующие методы гражданского воспитания: приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, использование примера, поощрение и наказание, и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, практическая работа. Эффективность форм и методов гражданского воспитания учащихся коррекционных классов достигается за счет разумного их сочетания, учета возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и воспитанности.
Библиографический список:
- Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. А. Алиева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 17-20.
- Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Нач. шк. – 2006. – № 12. – С. 10–16.
- Исследование ученических групп: психологические тесты [Текст] / авт.-сост. В.Д. Коновалов. – М.: Педагогика, 2000.
- Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] / В. И. Лутовинов // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52–59.
- Макаренко, А. С. Сочинения: В 8 т. [Текст] / А. С. Макаренко. - Т. 4. – М.: Просвещение, 1984. – 459 с.
- Микрюков, В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота [Текст] / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. – 2006. – № 3. – С. 112–119.
Представляется, что должны были быть описаны методы и формы гражданского фоспитания, связаные со спецификой коррекционных классов, но об этом так никто и не узнал
В данной статье автор раскрывает современные формы и методы гражданского воспитания, которые могут быть использованы при работе в коррекционных классах. В условиях инклюзивного образования мы не должны проводить линию раздела между формами, которые можно использовать только в коррекционных классах и теми, которые предназначены для классов «нормы». Это принципиально. Недостатком же статьи можно считать то, что автор не указывает особенности детей с особыми потребностями, которые необходимо учитывать педагогу в процессе работы в коррекционных классах.
Почему автор отождествляет гражданское и патриотическое воспитание?