Договор воздушной перевозки

Кузьмина Евгения Викторовна,
Омская юридическая академия г. Омск, группа 113-МЧП

 

Воздушные перевозки в современном обществе являются важной частью как функционирования бизнеса, так и жизнедеятельности граждан. Аэропортовая деятельность является связующим звеном между авиаперевозчиками и потребителями их услуг.
В настоящее время в Российской Федерации действует порядка 330 аэропортов. При этом из шестнадцати аэропортов, расположенных в городах-миллионерах России, в одиннадцати пассажиропоток превышает 1 млн. человек, что свидетельствует о потенциале развития отрасли.

На протяжении последних лет в аэропортовой отрасли сохраняется тенденция роста объемов деятельности. По данным Транспортно-клиринговой палаты, увеличение числа принятых и отправленных пассажиров в 35 крупнейших аэропортах РФ в 2012 году к прошлому году составило 13,2%, в том числе на внутренних воздушных линиях – 8,9%, на международных маршрутах – 19,0%.
Кроме того, согласно долгосрочным прогнозам ФГУП ГосНИИ ГА по развитию воздушного транспорта в России до 2030 года среднегодовые темпы роста пассажирских перевозок составят 7,5-8%, грузовых перевозок – 6-8%, что позволяет сделать положительные долгосрочные прогнозы для аэропортовой отрасли в целом.

В этой связи актуальность высокого качества правового регулирования воздушных перевозок возрастает. И одной из ключевых проблем является договор воздушной перевозки.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа [п. 1 ст. 786 ГК РФ].
Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

В тех случаях, когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным. Перевозчик может отказать пассажиру в заключение договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.
Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора. Например, в настоящее время перевозка пассажиров на авиационном транспорте регламентирована не только Воздушным и Гражданским кодексами, но и рядом подзаконных нормативных актов, в т.ч. приказом Министерства транспорта РФ № 82 от 27.06.2007г. «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее ФАП № 82), Руководством по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР от 27.11.1985г., утвержденным Министерством Гражданской Авиации ССР (далее РБП).

ФАП № 82 устанавливает общие требования к перевозчику, также его ответственность перед пассажиром. По сути данный нормативно-правовой акт является «инструкцией», в которой даны общие правила к осуществлению перевозчиком того или иного действия, а также прописаны «правила поведения» пассажира. При этом регулирование договора воздушной перевозки в рамках данного нормативного акта является поверхностным и оставляет много пробелов в правовом регулировании.

Основным документом, в котором даны конкретные и четкие разъяснения по перевозке пассажира, багажа и грузов, является РБП, изданное в 1985г. Термины, используемые в данном руководстве, например такие, как авиапредприятие на сегодняшний день не используются, так как в 1993г. была утверждена Государственная программа приватизации, вследствие которой все авиапредприятия преобразовались в аэропорты.
Вот тут то и начинаются основные проблемы применения данного руководства, как аэропортом (лицом, принимающим претензии от пассажира, например о повреждении багажа), так и судами, в связи с тем, что РБП совершенно не адаптировано под современную правовую систему и систему гражданской авиации. У судов возникает вопрос в легитимности данного руководства так, как во всех современных правовых программах руководство значится, как не опубликованное. Но иной документ, детально охватывающий проблематику воздушной перевозки, попросту отсутствует. И это не единственный сложный момент договора воздушной перевозки, требующий законодательного регулирования.

На наш взгляд, необходимо на законодательном уровне принимать нормативно-правовой акт, в котором четко должны быть изложены все проблемы договора воздушной перевозки, раскрыты все «подводные камни», устранены существующие правовые коллизии, а также четко установлена и разделена ответственность перевозчика и аэропорта. На протяжении более двух лет законодатель пытается принять Федеральный закон «Об аэропортах и аэропортовой деятельности», в котором, как видно из проекта данного документа разрешены все вышеуказанные вопросы. Но принятие этого нормативно-правового акта постоянно затягивается.
До того момента, пока не будет принят подобный акт, продолжит складываться не однородная судебная практика в вопросах, связанных с нарушением договора воздушной перевозки. Как следствие этого участники правовых отношений, складывающихся в рамках договора воздушной перевозки, не будут в должной мере защищены.


Список литературы:

  1. Воздушный Кодекс Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Официальный сайт ОАО «Омский аэропорт» - www.aeroomsk.ru.
  4. Приказ Министерства транспорта РФ № 82 от 27.06.2007г. «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»;
  5. Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР от 27.11.1985г;
3
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3 (1 голос)