Дискриминация по признаку пола в сфере труда и занятости в России

Шихова Аиза Маратовна, Терентьева Ольга Николаевна,
Омский государственный университет путей сообщения
Научный руководитель: доцент кафедры таможенное дело и право Омского государственного университета путей сообщения, к.ю.н. О.М. Гвоздева

Дискриминация на рынке труда явление достаточно распространенное. Ее можно определить как неравные возможности работников, обладающих равной продуктивностью, или неодинаковое к ним отношение со стороны работодателей, общества, государства. Трудовой дискриминации могут подвергаться как отдельные работники, так и их определенные группы.

В энциклопедическом словаре  под дискриминацией в области трудовых отношений, понимается система прямого или косвенного ограничения возможностей,  приема на работу, недопущения к определенным должностям и более квалифицированным профессиям, понижение размера заработной платы и ухудшение других условий труда на основании расовых или национальных признаков, а также по признакам пола, возраста, языка, религии, политических и иных убеждений.[1]

На сегодняшний день в России запрещена дискриминация в сфере труда, о чем свидетельствует ст. 3 Трудового кодекса РФ[2]. Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы каждый имел равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. К сожалению, реальная практика пока далека от этих требований.  

Остановимся на дискриминации по половому признаку. Формы социальной дискриминации женщин в сфере труда имеют свои особенности. Первая из них состоит в том, что в производственную сферу вовлечена не вся женская общность, а её трудоспособная (по возрасту) часть, т.е. от 16 до 54 лет включительно. В России это женское население составляет примерно 40 млн. человек и является относительно стабильным. Стабильность - благоприятный фактор для рынка труда в условиях снижения спроса на женскую рабочую силу. Причем, уровень занятости женщин в трудоспособном возрасте составляет 75,7%. Их средний возраст - 39,5 года (мужчин - 39,7 лет). Пятая часть - это молодые женщины до 30 лет, а 10%[3] - женщины пенсионного возраста.

Второй особенностью социальной дискриминации женщин в производственной сфере состоит в том, что в частном секторе она имеет выраженный авторитарный характер, ставит работницу в большую зависимость от работодателя - мужчины, чем на государственных предприятиях или на полугосударственных. Существует более жесткая зависимость работницы от произвола начальника, безнаказанно нарушается трудовое законодательство. Можно сказать, что именно в частном секторе положение женщин во многом определяется, так называемым, «половым неравенством».
Все виды трудовой дискриминации в отношении женщин тесно связаны между собой и усиливают друг друга. Например, дискриминация в образовании способствует профессиональной сегрегации, которая, в свою очередь, закрепляет и углубляет неравный доступ к образованию.

Из этого следует сделать вывод, что политика по искоренению дискриминации по половому признаку в сфере труда должна быть последовательной и всеохватывающей. Какие-либо единичные меры в локальном масштабе будут недействующими, если останутся необеспеченными ответными мерами во всех областях регулирования общественных жизни. С этой точки зрения, меры, принимаемые в отношении искоренения дискриминации, могут быть не только запрещающими, но и предотвращающими дискриминацию. Должны быть искоренены по возможности все предпосылки (по крайней мере, в законе), инициализирующие дискриминацию.
Разрыв между заработками мужчин и женщин в государственном секторе меньше, чем в частном. Это можно объяснить тем, что на государственных предприятиях, ввиду их большой открытости, многочисленности персонала, интенсивно циркулирующей информации факты нарушения прав женщин становятся быстро и широко известными. Поэтому работодатель в сфере государственного сектора экономики вряд ли открыто пойдет на нарушение закона.[4]
Другой предпосылкой для дискриминации женщин при найме и увольнении является то, что в отличие от мужчин, эта категория работников является менее привлекательной для работодателя в связи с необходимостью предоставления последним гарантий, связанных с беременностью и родами. Наиболее ярко дискриминация по признаку пола проявляется при сокращении численности штата работников в организации.

Экономические издержки дискриминации при найме и увольнении работников очевидны. Работники, подвергающиеся дискриминации, имеют денежные доходы ниже уровня, на котором они должны бы находиться. Наниматели, осуществляющие дискриминацию, также несут потери. Их предрассудки приводят к найму не самых производительных рабочих, что в свою очередь ведет к снижению прибыли. Наконец, от дискриминации страдает вся экономика страны, поскольку она препятствует эффективному размещению труда и лишает подвергающихся ей стимулов к самосовершенствованию, что в результате приводит к сокращению объемов производства, к снижению его эффективности.

Такая ситуация на рынке труда обуславливает пристальное внимание к правовому регулированию труда женщин и, соответственно, к мерам по выравниванию статуса потенциального работника - мужчины и работника - женщины.
К сожалению, в законодательстве Российской Федерации нет специального акта, посвященного равенству полов в сфере труда и занятий. Принятие такого законодательства возможно и нужно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

В заключение, нужно отметить, что нормы российского законодательства в целом не содержат каких-либо дискриминационных положений в отношении женщин и их трудовых прав.[5] И даже с 14 июля 2013 г. наблюдается установление административной ответственности за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера в виде административного штрафа для граждан - от пятисот до одной тысячи рублей; для должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;  для юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (ст. 13.11.1 КоАП РФ).[6] Но объявления о вакансиях в газетах и Интернете все также содержат требования о возрасте и  поле. Следовательно, наказание не просто должно быть законодательно закреплено, но также оно должно быть неотвратимым.

Инерционный характер социальных процессов, наличие временного разрыва между принятием мер в интересах женщин и получением значимого результата от их реализации, медленные темпы формирования новых защитных механизмов, адекватных возникшим социально-экономическим явлениям, являются объективными факторами, сдерживающими прогресс в повышении статуса женщин, в том числе в сфере занятости и на рынке труда.  Добросовестные исследователи и эксперты говорят о том, что дискриминация не просто есть, она широко распространена. Однако, исследователи, пожалуй, единственные, кого это беспокоит. Управленцы, журналисты, политики, общественное мнение демонстрируют к этой проблеме либо полное отсутствие, либо очень незначительный интерес.


[1] Трудовое право: Энциклопедический словарь / Ред. кол: А.И. Денисов и др., 2-е изд., М.: Сов. энциклопедия, 1963. - 576 с.

[2] Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от  30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона  от 28  декабря 2013 г. № 421-ФЗ) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

[3] Дискриминация в отношении женщин: Конвенция и комитет. - М., 1999. - 345 с.

[4] Ершова Е., Кочкина Е. Дискриминация по закону //  Московская правда. - 1996. - 26 апреля.

[5] Журавлев  Д. Дискриминация в сфере труда  // Ссолидарность. - 2013. - 5 июня.

[6] Кодекс РФ об  административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 33-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3.4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.4 (5 votes)

В своей статье Вы пишите: «Другой предпосылкой для дискриминации женщин при найме и увольнении является то, что в отличие от мужчин, эта категория работников является менее привлекательной для работодателя в связи с необходимостью предоставления последним гарантий, связанных с беременностью и родами. Наиболее ярко дискриминация по признаку пола проявляется при сокращении численности штата работников в организации.»
Как Вы считаете имеет ли отношение к данной предпосылки факт того, что государство установила невозможность увольнения с работы беременных женщин или матерей-одиночек, то есть по факту, когда женщина приносит подобную справку с этого момента ее невозможно уволить. И тот факт, что данная категория работников злоупотребляет своими правами и ставит работодателя в безвыходную ситуацию, когда он не может ей предоставить более легкий труд и не может отпустить ее в отпуск, так как обязан выплачивать такой работнице среднюю заработную плату ежемесячно, а при этом денег у работодателя нет (эта ситуация больше касается малого бизнеса). Как тогда быть? Брать кредиты на выплаты денежных средств таким работницам или закрывать бизнес? Спасибо!

Спасибо за Ваш вопрос.
Как все обязаны соблюдать Уголовный кодекс РФ и др. нормативные правовые акты, так и регистрируя бизнес, становясь работодателем, необходимо соблюдать трудовое законодательство, включая предоставление данного вида гарантий. Возможно, в Трудовом кодексе РФ на этот случай можно закрепить помощь работодателям из федерального бюджета (или закрепить такие гарантии субъектам малого бизнеса на региональном или муниципальном уровнях). при финансовых трудностях.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".