Стафеевская Елена А.,
слушатель 5 курса ФПСПиС, гр.1953 БЮИ МВД России,
Научный руководитель старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии БЮИ МВД России майор полиции, к.ю.н. О.В. Ермакова
В эпоху либерализации уголовного законодательства особое значение приобретает институт освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Руководствуясь гуманистическим направлением курса уголовной политики, большинство зарубежных стран (Бельгия, Германия, Франция, Швеция и т.д.) дополнили свое национальное законодательство новым видом отсрочки отбывания наказания, предоставляемой лицам больным наркоманией.
Российская Федерация, посчитав необходимым произвести рецепцию подобной законодательной новеллы, также дополнила Уголовный кодекс статьей 82.1. В результате чего с 1 января 2012 года начали применяться положения Уголовного кодекса и Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации, касающиеся отсрочки отбывания наказания лицам, признанным больным наркоманией.
Однако, любые изменения, направленные на реформирование законодательства должны отвечать основному критерию – целесообразности их введения. Это обстоятельство делает задачу рассмотрения вопроса целесообразности введения соответствующего нормативно – правового предписания важной и своевременной.
С одной стороны мы можем наблюдать ряд негативных сторон внедрения данного вида отсрочки.
Так выделение законодателем среди многих социальных болезней отсрочки только в отношении лиц, страдающих наркоманией, может представляться спорным по причине наличия других не менее опасных проявлений: алкоголизма, токсикомании и пр.
Кроме того, на сегодняшний день не определен круг учреждений, где может осужденный, страдающий наркоманией проходить лечение и медико-социальную реабилитацию. Как следует из Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. с последующими изменениями, такое право принадлежит только государственным и муниципальным наркологическим клиникам и социальным учреждениям. Если осужденный отказывается от лечения в государственной или муниципальной наркологической клинике, предпочитая частную, но имеющую лицензию, то по действующему законодательству ему не может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания. Однако, как представляется, данный закон в этой части устарел и его следует изменить, предоставив такое право и частным клиникам, осуществляющим свою деятельность на основе соответствующей лицензии.
Остается открытым вопрос, кто будет осуществлять финансирование лечения больных наркоманией? Можно обязать само лицо производить оплату, что на наш взгляд предпочтительнее, так как лечение требует не малых затрат. Однако, как в таком случае решить вопрос с лицами, у которых есть основания на получение отсрочки, но нет необходимого финансового состояния? Данные вопросы в данный момент законодательно не урегулированы.
Несмотря на обозначенные проблемы и недостатки, введение нового вида отсрочки имеет и существенные преимущества. Во-первых, данная норма предусматривает борьбу с таким негативным социальным явлением, как наркомания. Во-вторых, отсрочка позволяет суду не лишать свободы осуждённого, признанного по приговору суда виновным и не пополнять существенное количество заключенных, находящихся в местах лишения свободы.
На основании изложенного, введение в Уголовное законодательство РФ нового вида отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, учитывая потребности в борьбе с наркотизацией населения, представляется своевременным и целесообразным. Однако институт отсрочки отбывания наказания больным наркоманией в большей части имеет существенные проблемы, которые предстоит разрешать в целях практического применения ст. 82.1 УК РФ.