Анализ особого порядка досудебного производства

Багреева Ольга Сергеевна,
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Межрегиональный юридический институт, г. Саратов
 

В системе уголовного судопроизводства России в настоящее время наблюдается тенденция к объединению предварительного расследования в форме дознания и возбуждения уголовного дела в единое досудебное производство, по средствам адаптации уголовного процесса к современным условиям, избавления его от избыточных дублирующих друг друга процедур по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и сложности в доказывании.

Ранее законодателями предпринимались попытки устранить бюрократизацию предварительного расследования. Так, в целях исключения необоснованного затягивания сроков досудебного производства в 2013 году было введено дознание в сокращенной форме, глава 32.1 УПК РФ.

Однако анализ правоприменения указанной главы свидетельствует, что цели, сокращенного дознания не достигаются. Так, в 2013 году на территории Российской Федерации в сокращенной форме дознания расследовано только 2% (6938) от общего количества расследованных в форме дознания и направленных в суд (346893). Несмотря на определенный рост этого показателя по итогам 2014 года – 28139, их доля от общего числа уголовных дел, расследованных органами дознания (307106), по-прежнему незначительна и составляет всего лишь 8,9 % [1].

В связи с этим 31.01.2015 г. МВД России во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части введения особого порядка досудебного производства)»[2].

В нем представляется принципиально новая форма досудебного производства, которая не только заменяет дознание в сокращенной форме, но и объединяет дознание и предварительное следствие в единое, унифицированное досудебное производство. Поскольку особый порядок досудебного производства не предполагает разделения на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, а будет осуществляться путем суммарного производства и все процессуально значимые решения указываются в обвинительном постановлении, которое является итоговым процессуальным актом.

Особый порядок досудебного производства может применяться в отношении конкретного лица по преступлениям, указанным в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ, если причастность лица к совершению преступления очевидна и доказывание не представляет сложности.

Отдельно стоит отметить сроки особого порядка досудебного производства, закрепленные в ст. 226.12 Законопроекта: оно должно быть окончено в срок, не превышающий 10 суток с момента поступления сообщения о преступлении до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления, либо до принятия одного из решений, предусмотренных для стадии возбуждения уголовного дела. Исходя из этого особый порядок досудебного производства может быть начат в любой момент проверки сообщения о преступлении, что, безусловно, является положительным моментом, так как не ограничивает возможности применения данной формы конкретными юридическими фактами в рамках разрешения сообщения о преступлении, а также создает надежный заслон на пути злоупотреблений со стороны должностных лиц, производящих досудебное производство в особом порядке.

Повышенного внимания при рассмотрении требуют особенности доказывания в особом порядке досудебного производства, закрепленные в ст.226.14 Законопроекта: «В ходе особого порядка досудебного производства до составления обвинительного постановления производятся только те следственные и иные процессуальные действия, производство которых допускается до возбуждения уголовного дела».

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает сроки производства экспертизы, в рамках проверки сообщения о преступлении, а точнее то, как они будут соблюдаться в рамках нового особого досудебного производства. Так, ч. 3 ст. 144 УПК устанавливает, что максимальное продление срока проведения экспертизы возможно до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления[3]. Исходя из этого, неясным остается вопрос с судебной экспертизой. Указанное следственное действие занимает достаточно большой промежуток времени (может продлеваться до 30 суток), а между тем срок досудебного производства установлен в 10 суток с момента проверки сообщения о преступлении.

Из этого следует весьма важный вопрос, по нашему мнению. Достаточно ли заключения специалиста для составления обвинительного постановления, или же необходимо производить именно экспертизу? Стоит отметить, что обязательное производство экспертиз при производстве особого порядка значительно сузит область его применения.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализируемый законопроект в целом заслуживает высокой оценки, поскольку предлагаемая им форма досудебного производства, с внесением некоторых доработок, позволит сократить сроки расследования по уголовным делам, не представляющим сложности в доказывании, и повысит эффективность уголовного судопроизводства, не нарушая при этом конституционные права граждан.


Список литературы:

  1. Обращение к Интернет ресурсу https://mvd.ru. Дата обращения 09.04.2016 г.
  2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части введения особого порядка досудебного производства)» // http://regulation.gov.ru. Дата обращения 09.04.2016 г.
  3. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 9. Ст. 875.
0
Ваша оценка: Пусто