Мустаев Тимур Ильдарович,
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа
Как известно, правосудие в России осуществляется только судом. Следовательно, судья, рассматривающий уголовное делу по существу, находится, как верно указывал А.Ф. Кони, «лицом к лицу с живым человеком» [2, с. 8], что в свою возлагает на судью моральную ответственность за принимаемое им решение.
Дифференциация уголовного судопроизводства обуславливается различными обстоятельствами, среди которых основным, на наш взгляд является особенность субъекта, привлекаемого к уголовной ответственности. Как указывает С.В. Тетюев, «уголовный процесс вынужден признавать особенности определенных категорий, подозреваемых и обвиняемых (несовершеннолетних, лиц с ограниченной дееспособностью, лиц определенной профессиональной принадлежности). Подобное признание влечет за собой выделение дополнительных процессуальных гарантий, в том числе сугубо процедурных» [4, с. 3].
Несовершеннолетний подсудимый – это особый участник уголовного процесса, и это связано не только с особенностью гарантированных уголовным процессуальным законом прав, но и тем, что личность несовершеннолетнего имеет ряд объективных психофизиологических особенностей. Так, психофизиологические особенности личности несовершеннолетнего характеризуются: а) незавершенностью формирования психики; б) отсутствие четкой формы личностных взглядов и представлений о правилах поведения; в) уподобление в своем поведении, окружающим его старших лиц; г) психологической травматизации от участия в уголовном процессе и т.д.
Исследование личности подсудимого является одним из важнейших элементов исследования реальной картины совершенного преступления.
Как показывает практика, при исследовании особенностей личности несовершеннолетнего, а также иных обстоятельств, которые закон требует установить при производстве предварительного следствия, органы, производящие расследование подходят весьма формально. Так, с целью полноты исследования личности несовершеннолетнего органами судами общей юрисдикции разработаны методические рекомендации по исследованию данных о личности несовершеннолетнего обвиняемого в совершении преступления [3, Электронный ресурс]. Например, Ростовским областным судом с привлечением специалистов были разработаны: «Карта социального сопровождения несовершеннолетнего подсудимого», а также «Программа деятельности социальных работников при судах» и «Методические рекомендации для социальных работников при судах» и другие пособия [1, Электронный ресурс]. Данные методические пособия способствуют эффективному исследованию личности несовершеннолетнего, с целью вынесения справедливого, обоснованного решения, а главное с учетом психофизиологических особенностей личности несовершеннолетнего.
Для полноты исследования психофизиологических особенностей личности несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве применяются судебные экспертизы, среди которых особое место занимают судебно-медицинская экспертиза, судебно-психологическая экспертиза, судебно-психиатрическая экспертиза и судебная психолого-педагогическая экспертиза.
При производстве судебной психолого-психиатрической экспертизы объектом исследования становится сам несовершеннолетний и сопутствующие физические и психологические признаки его личности. Как указывает Ф.Г. Аминев: «объект конкретной диагностической экспертизы – совокупность свойств объекта (предмета, человека, явлений) и его отображений, исследование которых осуществляется с учетом механизма взаимодействия и соотношения различных связей, возникающих в процессе события преступления» [5, с. 120]. Соответственно, при производстве диагностических экспертиз исследуется непосредственно психофизиологические особенности личности несовершеннолетнего, что в свою очередь определяет их практическую необходимость и целесообразность.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства с участием несовершеннолетнего подсудимого судам необходимо в полной мере исследовать особенности личности несовершеннолетнего, так как это позволит всесторонне и в полном объеме исследовать специфику личности несовершеннолетнего и вынести справедливое и обоснованное решение по делу с учетом всех сопутствующих индивидуально-личностных особенностей.
Список использованной литературы:
1. Воронова Е.Л. О внедрении ювенальных технологий в судопроизводство по делам несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации. Всероссийская конференция «Ювенальная юстиция в РФ» // Официальный сайт Ростовского Областного Суда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostoblsud.ru/news/8725.html (дата обращения: 24.03.2015).
2. Кашепов В.П., Фрсова Ф.П. Предупреждение судом преступлений несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1979. 96 с.
3. Справка о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции // Официальный сайт Свердловского Областного Суда. [Электронный ресурс]. URL: http://ekboblsud.ru/print_doc.php?t=juvenil&id=7&pd=1 (дата обращения: 24.03.2015).
4. Тетюев С.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: учеб. пособ. / под ред. А.В. Кудрявцевой. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2007. 192 c.
5. Ф.Г. Аминев. А.Х. Валеев, Л.С. Давлетшина и др.; под ред. Ф.Г. Аминева. Назначение и производство судебных психолого-психиатрических экспертиз при расследовании преступлений. Учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008. 120 с.