АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

Теребей Илья Сергеевич,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

 

В современное время много внимания уделяется досугу молодёжи. Создаются всевозможные секции, кружки и так далее. Но есть одна проблема - всё делается по шаблону. Кто-то, давным-давно придумал, что нужно заниматься именно столько, именно тогда когда тебе скажут, и все соблюдают эти правило. С одной стороны, это верно, все живут по правилам, и всё идёт своим чередом. Но, способность расти - есть признак несовершенства, как отмечал Сенека Луций Анней. Я считаю, что в такой сфере как досуг, сложно добиться совершенства, следуя из этого можно понять те моменты культурный сферы, которые пока не вписываются в тот самый шаблон. Я назвал их «альтернативные сферы досуга молодёжи».

Для начала рассмотрим, что же представляет из себя эта целевая группа - «молодёжь», и что ей интересно. В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов. Процесс запоминания постепенно сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям (т. н. «логическая» или «смысловая» память). При этом развитие механической памяти (при условии отсутствия ее специальной тренировки) замедляется. Юношеский возраст характеризуется взаимопроникновением мышления и речи. Юноши и девушки стремятся мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышляют на нравственные, религиозные, политические и другие темы. Им легко дается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления). Бурное развитие и становление абстрактно-логического мышления приводит к тому, что в юношеском возрасте начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями, которые в этом возрасте легко усваиваются. Одновременно наблюдается развитие всех остальных познавательных процессов.
Юноши нередко начинают проявлять интерес к медитативным техникам, аутогенной тренировке, гипнозу, а также действию наркотических веществ. Именно по этой причине лиц данного возраста следует рассматривать как наиболее чувствительных к различного рода негативным влияниям со стороны представителей религиозных сект, а также носителей психоделической культуры (например, лиц употребляющих наркотические вещества).
Развитие письменной и монологической речи, учит юношей и девушек формулировать мысли, передавать собеседнику при помощи рассказа свои мысли и чувства, свою «картину мира». Именно в этом возрасте они, чаще всего, начинают пробовать писать стихи, вести личный дневник и т.п.

В юношеском возрасте, в молодёжи «просыпается» двигатель процесса жизненной самоактуализации. Самоактуализация – «(от лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и реализации своих способностей (А. Маслоу). Для полной самоактуализации необходимы благоприятные социальные условия и воспитание, готовящее к самовоспитанию и самореализации» [4, с. 27]. Они пытаются узнать что-то новое, не боятся высказывать своё мнение, так как ещё формируют его. Зачастую начинают искать себя в таком творчестве как стихи или проза. Но с другой стороны, эта возрастная категория, более подвержена влиянию других лиц, чаще чуть более старших, «познавших жизнь». Значит проблема заключается в том - как можно направить молодёжь в русло социализации. Социализация – «(англ. socialization; от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений» [1, с. 522].

В моём проекте будут рассмотрены альтернативные сферы досуга и как с помощью них можно заинтересовать ребят, вести правильный образ жизни, ну или хотя бы дать им выбор между улицей и «гулянками» с друзьями с выпивкой и наркотиками, или как проводить время с пользой так же с друзьями, но в более комфортной обстановке, без риска для жизни. То есть, предоставить молодежи возможность более широкого выбора форм организации досуга. Альтернатива – «(фр. alternative, от лат. alternare – чередовать) – 1) необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями; 2) каждая из исключающих друг друга возможностей» [2, с. 32].
Первый мини-проект имеет название «Табуретка». В последнее время, это стало довольно таки неплохим местом для сбора единомышленников. Такой досуг пропагандируется и у нас в ОмГУ. «Табуретка» - это мероприятие, где собираются ребята, которые пишут стихи, и могут прочитать их для публики и быть может выслушать критику, или наоборот похвалу. Обычно ребята пишут для себя, но они не против, когда их оценивают посторонние люди. Название проект получил, из-за того, что многих в детстве ставили на «стульчик», и заставляли читать стихи. Так как, «стульчик» вызывает какие-то странные и смешанные чувства, в которых быть может и обида, решено было назвать проект «Табуретка». Смысл не теряется, а действие одно и то же.

Второй мини-проект под названием «Школа паркура». Этот проект я разрабатывал в прошлом году и считаю, что он как раз подходит под критерий «альтернативный». Ибо таких проектов в Омске ещё не было, и он соединяет в себе как физическое, так и духовное развитие. Будет он актуален потому, что многие юноши любят что-то новое. Такие секции как футбол и баскетбол уже приелись, и все им занимаются, пусть даже не профессионально, в своём дворе. А вот школа паркура, как раз будет учить молодёжь, как занимать себя физически и в этот момент думать головой. Доверять своим инстинктам и верить в то, что нет ничего невозможного. Этот мини-проект служит очень хорошим мотиватором для молодёжи не только в процессе занятий спортом, но и для достижений других результатов в жизни. Помимо самих физических упражнений, школа паркура включает в себя лекции по темам, которые будут интересовать молодёжь. Каждый занимающийся в такой школе, будет находиться под присмотром тренера, который будет отвечать так же за социализацию своих учеников.

Я привёл пример организации альтернативных форм досуга в сфере культуры, где можно развиваться слушая кого-то и излагая свои мысли на бумаге. Форма – это «есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его внешние пространственные и временные границы» [3, с. 344]. Я привёл пример физического развития, где юноши и девушки смогут заниматься нестандартным увлечением, но так же получать интересную информацию от своих тренеров. Но ведь если всё время работать, заниматься чем-то, то когда же отдыхать? Ведь отдых тоже можно считать альтернативной сферой досуга. Поэтому, хотелось бы рассказать о последнем мини проекте, который называется «Анти-кафе». Думаю многие слышали, о нём. Данное кафе отличается от обычного тем, что люди приходят туда не поесть, а наоборот, развлечься. Отдохнуть от постоянной беготни, от всей этой суеты, которая ожидает нас на каждом шагу. В таком кафе есть всё для развлечений. Там есть и настольный игры, и компьютерные игры времён прошлого века - «Сега» и «Денди», что даёт нотку ностальгии. Но так же, в этом кафе имеются стеллажи с книгами. То есть, если вам чисто физически негде почитать – вы можете прийти в это кафе, и в уютной атмосфере насладиться книгой, плюс ко всему выпить горячего чая, который придаст ещё больше комфорта, напоминая о родном доме. В этом кафе можно собираться компанией и просто разговаривать попивая чай, а можно собраться и попеть в караоке. А если есть желание, то и поиграть в настольные игры, коих в данном кафе предостаточно. При чём платить за всё это не надо. Вы платите только за вход, есть фиксированная цена. В этом огромный плюс данного заведения. Я считаю, что отдых должен быть именно таким.

Список литературы:

  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
  2. Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. Изд. 3-е, испр., перераб. М.: Мартин, 2011 704 с.
  3. Краткий философский словарь. М.: Проспект, 1997. 400 с.
  4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
0
Ваша оценка: Пусто