Актуализация духовно-нравственного потенциала обучающихся как приоритетная задача современного образования

Дильдибекова Гульнара Айсаевна
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Қостанайской области» г. Костанай, Республика Казахстан
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

 

В современном мире развития науки, техники и информационных технологий достигло очень высокого уровня, но, к сожалению, духовно-нравственные качества людей снижаются, поэтому ситуация становится все более опасной: мы все наблюдаем такие явления, как терроризм, межнациональные войны, брошенные дети и старики и т.д. Действительно, наука без духовности, образование без совершенствования характера, знание без нравственности, бизнес без морали наносят большой вред обществу. Поэтому, трудно переоценить важность развития высоких нравственных качеств учащихся в процессе духовно-нравственного образования. Эта задача в наши дни эквивалентна задаче сохранения жизни на Земле.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека и жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны [8, с. 5].

От чего зависит дальнейшее возрождение духовности и нравственности в России? Дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основами которых служат многовековые традиции сформировавшиеся на нравственных и этических нормах разных народов во все времена и решать эту задачу средствами школьных предметов. Какова же сущность и особенности духовно-нравственного воспитания? Духовно-нравственное воспитание личности – сложный, многогранный и длительный процесс, включающий: педагогические, социальные и духовные влияния, но вместе с тем этот процесс автономный. Педагогическое влияние может быть разным: длительным, кратковременным, значимым и не имеющим значения, предвиденным и неожиданным. Социальное влияние на духовно-нравственное воспитание имеют: социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо. Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям – это ценностная характеристика сознания. Нравственность – это совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании эти два качества составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию), она является основой нравственности. Духовность – это способность человека к духовной жизни; присуща только человеческому индивиду; заложена в реальных человеческих поступках, творениях культуры, духовных переживаниях; в высшем своем проявлении это проявляется сверх сознания; органом сверхсознания человека является сердце – как центр эмоционально-мотивационной сферы [9, с. 36-37].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие личности» определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [2, с. 9].
Концепция закрепила важнейшую цель современного российского образования и приоритетные задачи общества и государства – это «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которые должны обеспечить обучающихся в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений и содействовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в сфере государственных отношений» [2, с. 12-14].

В поиске путей решения нравственных задач в общеобразовательной школе, связанных с духовным выбором человека между добром и злом, наряду с Россией заняты и другие зарубежные страны, тем самым проблемы духовно-нравственного воспитания разрастаются до общечеловеческих масштабов. Более чем за двадцать постперестроечных лет на территории бывшего СНГ выросло новое поколение молодежи. Эти дети воспитывались не на добрых мультфильмах и сказках, детско-юношеских фильмах символизирующих справедливость и добро, а на фильмах ужасов и агрессивных боевиках. В период перестройки мораль общества значительно деформировалась. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.

Республика Казахстан является молодой многонациональной страной, в которой образование тоже играет важную роль в формировании духовности и нравственности у учащихся и молодежи. В Проекте государственной стратегии «Интеллектуальная нация - 2020» предложенной лидером нации Н. А. Назарбаевым, есть три составляющих и одна из них: духовно-нравственное воспитание молодежи [3, с. 168].
Реализация этого направления стратегии по духовно-нравственному развитию начинается в казахстанском образовании с уровня дошкольного образования и продолжена на всех ступенях образования. Цель преподавания дисциплины «Самопознание» - становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела. Отметим, что предмет «Самопознание» введен в Государственный Общеобязательный Стандарт образования 2012 г. Мы надеемся, что этот предмет станет со временем стержневым предметом образования (метапредметом), обеспечивая целостность, человечность и одухотворенность процесса образования. Раскрытие нравственно-духовной глубины предмета «Самопознание» невозможно без погружения в духовный опыт цивилизации, который концентрируется в учениях и жизнеописаниях великих учителей человечества. Рассматривается интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Обучение наукам через призму нравственно-духовных ценностей позволит сделать процесс обучения более осмысленным. Помогая ученику связывать тему урока с окружающей действительностью, поворачивая их к вечным нравственным вопросам, открывая вместе с ним высокие Слова, можно мотивировать пробуждение его творческой активности, познавательных интересов, эмоциональной сферы.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что проблемы современного духовно-нравственного воспитания и развития являются фокусной точкой образования и России и Казахстана.
Великий мыслитель Мишель Монтень в своих «Опытах» в главе «О воспитании детей» подчеркивал важность приоритета нравственно-духовного образования над интеллектуальным обучением: «величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах раньше, чем науке об их собственных душевных движениях. После того, как юноше разъяснят, что же ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики» [6, с. 4].

Известный педагог Н. И. Пирогов в работе «Универсальный вопрос» подчеркивает: «вся наша нравственность, правда, добро, свет - все учение. И учить не воспитывая, значит не учить, а делать что-то другое» [6, с. 4].
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знание и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, разные. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения. Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают влияние многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического воздействия придается еще и потому, что они более нацелены на выработку определенного рода отношений. Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности. Сухомлинский считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.
Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом педагога.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие обучающимся норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоционально-волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьников состоит в том, чтобы помогать им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Это предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций России и Казахстана.

Сущность духовно-нравственного воспитания в современной школе позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи. Цель определяется общей потребностью россиян и казахстанцев в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа на планете Земля.

Часто учителя жалуются, что современные дети не хотят учиться. Но так же мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир. Почему дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? В чем пародокс, и как его преодолеть? Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Тогда какие знания – живые, а какие мертвые? Выдающий педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш. Амонашвили так отвечает на этот вопрос: «что есть мертвые знания? Это те знания, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать. Это те знания, которые забываются сразу, как только сообщаются. В общем, мертвые знания - это те знания, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут. Живые знания составляют культуру образования. Живые знания – те знания, которые: одухотворяют человека; влекут к горизонтам науки; способствуют творить новую жизнь; воодушевляют мысль на новые поиски; несут просветление и эволюцию. Живые знания – это крылья, мертвые знания - гири на ногах. Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мертвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира» [6, с. 5].

Подводя итог, следует отметить, что духовно-нравственное воспитание – это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности на живых знаниях, любви к своей стране на живых примерах, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития двух соседних государств: России и Казахстана. А это зависит от гражданской позиции каждого человека, будь он русский или казах, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей, которые нужно закладывать в школьном возрасте.


Список литературы:

  • Государственный Общеобязательный Стандарт образования 2012 г. Республики Казахстан. 2.3.4.01-2010.
  • Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  • Материалы IIIмеждународной научно-практической конференции «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников», 12-14 марта 2013г. М.: АПКиПППРО, 2013.
  • Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Ленинград, 1989. 265 с.
  • Мукажанова Р. А., Омарова Г. А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013.
  • Мукажанова Р. А., Омарова Г. А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения. Учебно-методическое пособие для учителей. Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013.
  • Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979. 461 с.
  • Черноусова Ф. П. Духовно-нравственное воспитание- основа формирования потребности человека в человеке, AUN в школе.- М.: УЦ «Перспектива», 2013.
  • Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 371 с.
0
Ваша оценка: Пусто