Значение преддоговорных правоотношений в системе государственных закупок

Ипатенко Ольга Олеговна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет»

 

Существует несколько мнений на счет природы преддоговорных отношений. Одни ученые говорят об их деликтном характере, высказывая мнение о том, что на данном этапе стороны не связаны юридически, между ними не сформированы обязательственные отношения, и природа преддоговорных отношений носит формальный характер. Другие ученые считают, что правомерное поведение граждан на преддоговорном этапе, на этапе согласования условий договора, служит основой для заключения эффективного правомерного соглашения между сторонами [8, с. 401-403].

Институт преддоговорных отношений и ответственности существует давно. Множество его положений и принципов  используются гражданами в правовых отношениях на протяжении долгих лет.

Однако официальное включение положений о преддоговорных отношениях в гражданско-правовое пространство Российской Федерации произошло относительно недавно. Федеральный закон от 8 марта 2015 года №42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» утвердил в гражданском законодательстве статью 434.1 «Переговоры о заключении договора» [10].

В настоящее время, нельзя не признавать факт того, что во всех сферах жизни общества возрастает интерес к вопросу о преддоговорных отношениях. Неотъемлемой частью современных правоотношений стала система закупок, регулируемая Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ и положениями о закупках.

Таким образом, основным вопросом в данной нише современного общества является вопрос об эффективном и правомерном использовании положений института преддоговорных отношений на стадии разработки конкурсной документации, извещений о закупках, технических заданий и так далее. Преддоговорная ответственность и система закупок находятся в тесной взаимосвязи, так как по результатам процедуры закупки, участник и заказчик обязаны заключить договор (контракт).

Преддоговорная ответственность в закупках выражается в особых формах и имеет свои особенности.

Таким образом, по результатам проведения аукциона, конкурса и других конкурентных способов закупки, победитель торгов обязан заключить с заказчиком контракт (договор), иначе наступают определенные последствия (взыскание в судебном порядке убытков, невозвращение обеспечения заявки, понуждение заключить контракт, включение участника в реестр недобросовестных поставщиков). Таким образом, участие в любого рода конкурентной закупке, предусмотренной 44 – ФЗ и 223 – ФЗ, представляет, своего рода, преддоговорные отношения, при нарушении которых наступает преддоговорная ответственность. При участии в электронных закупках между заказчиком и участником закупки нет прямого личного контакта, а значит, подача заявки является согласием с условиями закупки, которые закреплены в извещении, в технических заданиях, в документации о закупке и так далее.

Такая же ситуация наблюдается и в ситуации, когда заказчик необоснованно уклоняется от заключения контракта с победителем закупки. В этом случае победитель может обжаловать данное решение заказчика, и в судебном порядке обязать его заключить контракт (договор).

Однако заказчик имеет возможность отказаться от заключения контракта (договора) с победителем в любой момент до подписания сторонами договора, если будет установлено, что участник не соответствует требованиям, предъявляемым в документации закупки, а так же, если участник торгов предоставил недостоверную информацию в заявке на участие в такой закупке[9, с. 24-26].

Существует ряд пробелов, которые возникают при проведении закупок. Так, при проведении запроса предложений, заказчик может отказаться от заключения контракта (договора), так как эта процедура не является торгами.

Общество с ограниченной ответственностью «Коллекторское агентство «ИНТЕЛЛЕКТ-С» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением об обязании ОАО «Сбербанк России» заключить с ООО «Коллекторское агентство «ИНТЕЛЛЕКТ-С»  договор об оказании услуг на условиях проекта договора ООО «Коллекторское агентство «ИНТЕЛЛЕКТ-С». Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2014 исковые требования удовлетворены. Затем, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014, решение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2014 по делу №А40-176170/13 отменено, в удовлетворении иска отказано.

Так  Арбитражный суд Московского округа, рассмотрев в судебном заседании 12.11.2014 кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью на постановление от 22.07.2014, в постановлении от 19 ноября 2014 г. по делу № А40-176170/2013  указал, что, согласно Положению о закупках ОАО «Сбербанк России», запрос предложений – конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, при котором банк информирует потенциальных поставщиков о потребности в продукции и приглашает к подаче открытых коммерческих предложений в адрес банка. Таким образом, банк не обязан заключать контракт с победителем запроса предложений.

Суд постановил оставить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу №А40-176170/13 без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения [11].

Однако, с 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 №505-ФЗ Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» дополняется новыми статьями 3.2 – 3.6 [12], в которых будет введен термин «конкурентная закупка» и определен перечень способов проведения конкурентной закупки, к которым будет относиться и запрос предложений. А значит, появится обязанность заключения договора по результатам не только конкурса и аукциона, но и запроса котировок и запроса предложений.

Этап преддоговорных отношений, который в настоящее время в системе закупок представлен размещением заказчиком извещения о закупке и другими документами, в которых находится вся информация об условиях будущего договора, является важным этапом перед его заключением.

В системе государственных закупок, особенно тех, которые проводятся путем проведения электронных торгов, существует особенность, которая исключает активное обсуждение условий договора между заказчиком и участником закупки, так как основная информация содержится в документации о закупки, внесение изменений в которую непростой процесс. Поэтому важным является разработка правомерной, исчерпывающей и точной документации о закупки, что будет являться основой для успешного заключения контракта с добросовестным поставщиком.


Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон : [принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г. : по состоянию на 23 мая 2016 г.] – СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». – Российская газета – № 70. – 04.04.2016.
  3. Богданов В.В. Гражданско-правовая ответственность в преддоговорных отношениях // Журнал российского права  –2010. – №2 – С. 124 – 135.
  4. Демкина А.В. Особенности преддоговорных отношений: торги и ведение переговоров // Имущественные отношения в Российской Федерации  – 2016. – №8 – С. 12-19.
  5. Егорова М. А. Переговоры о заключении договора (комментарий к ст. 434.1 ГК РФ) / М. А. Егорова // Право и экономика. – 2015. – № 12. – С. 116 – 126.
  6. Мандрица А.И. институт добросовестности и преддоговорной ответственности в гражданском праве // Успехи современной науки и образования – 2016. – №11, Том 4 – С. 90 – 92.
  7. Сенькина Р.А. Законодательное закрепление института преддоговорных отношений и ответственности в России: анализ и сравнение с немецкой моделью// Международный научно-исследовательский журнал  – 2017. – №2 – С. 58 – 60.
  8. Хлынов А.А. Правовое регулирование преддоговорных отношений // ПРАВО, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО: проблемы теории и истории. Сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции. – М.: Российский университет дружбы народов, 2017. –С. 401-403.
  9. Шарох Д.Ю. Современное содержание и механизм преддоговорной ответственности в государственных закупках // Новации в области юриспруденции.  – Рязань.: Федеральный центр науки и образования Эвэнсис– 2017. – Выпуск II – С. 24 – 26.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 434.1 «Переговоры о заключении договора»//КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2018)
  11. Решение по делу № А39-5382/2016//Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/qrIE9JULtpQj/ (дата обращения: 07.05.2018)
  12. Обзор изменений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2018)
0
Ваша оценка: Пусто