Защита прав потребителей в Российской Федерации и в иностранных государствах: сравнительный анализ

Сайфуллина Алла Равильевна,
Омская юридическая академия, г. Омск

 

С развитием экономики, на рынках стал появляться огромный ассортимент товаров. Производители, продавцы и потребители – основные субъекты данных отношений. Производители – это те, кто непосредственно производит, продавцы осуществляют продажу, а потребитель – это лицо, которое приобретает что–либо для личного пользования.

По мнению многих юристов, защита прав потребителей относится к наиболее актуальным правовым проблемам в наше время. За рубежом общества и объединения по защите появились ещё в XIX веке, в то время как в России подобная практика стала актуальной не так давно (1992 год) и инициаторами нормативного регулирования выступили органы государственной власти, а не объединения. Следовательно, наш опыт основывается на практике иностранных государств.

В России основой защиты потребителя является Закон Российской Федерации  от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»[3]. В Англии существует «Закон о защите потребителей» от 26.03.2015 года[2]. Как в российском, так и английском законодательстве установлены основные характеристики, которым должен соответствовать товар. Он должен быть качественным, соответствовать описанию на упаковке, пригодным для эксплуатации и использования, а так же должен иметь срок службы (время, в течение которого изготовитель обеспечивает возможность работы по назначению, и нести ответственность за недостатки).

Однако сроки разные. Ситуация, вы приобрели товар, он оказался с дефектом. В течение гарантийного срока/срока годности (если не установлен, то в течение двух лет) мы вправе потребовать замену, уменьшение цены, возврат суммы и другое.  Если возвращаем товар обратно продавцу и требуем уплаченные денежные средства, то возврат происходит в течение десяти дней. А вот в Англии этот срок установлен в тридцать дней, в этот период можем вернуть товар, а если хотим получить стопроцентное денежное возмещение, то придется ждать две недели. Что касается максимальных сроков предъявление требований к продавцу за продажу некачественного товара, в Великобритании он равен всего шести годам, а в России это целых десять лет. Условие: потребитель должен доказать, что недостатки были допущены самим производителем, а не по его вине.

Закон обоих стран распространяется так же и на дистанционную куплю-продажу (каталоги, проспекты, буклеты и др.). Правда есть свои нюансы. В Англии при продаже товаров с онлайн-аукциона у покупателя гораздо меньше прав, чем предусмотрено законодательством, так как лицо (у которого происходит покупка) не является профессиональным продавцом. В России тоже есть интернет площадки (например, Bonusmall, Auction.ru), они полностью подпадают под действие закона, а так же других нормативно-правовых актов (ГК РФ положения розничной купли-продажи, Постановление правительства № 612)[1][4]. То есть, не зависимо от места покупки, покупатель защищен и сохраняет все права.

Что происходит, когда есть разногласия между продавцом и покупателем? Что делать, если урегулировать конфликт в досудебном порядке не получилось? У потребителя появляется возможность обратиться в суд. От госпошлины они освобождаются. За рубежом так же есть судебная защита, но у них есть возможность ещё до суда обратиться за помощью к альтернативным вариантам решения споров. Это могут быть арбитры, медиаторы и прочие посредники. Для этой процедуры необходимо, что бы было согласие обеих сторон.

Что касается удовлетворения требований/претензий покупателя, то в Англии продавцы стремятся соблюдать правило «клиент всегда прав» с целью сохранения репутации. Часто идут на уступки, даже тогда, когда человек не настаивает на своем. Тем самым привлекая к себе больше людей. В России такая практика встречается редко. В основном все решается судебными актами.

Таким образом, зашита прав потребителей, как в России, так и в Англии осуществляется в соответствии с установленным в них законодательством. Мы имеем много общего с зарубежными странами в правовом регулировании данного вопроса, однако сроки, досудебные/судебные порядки восстановления нарушенных прав, а так же другие аспекты отличаются. Скорее всего, это зависит от практики применения, менталитета и понимания понятия «разумный срок».

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Козлова Л. Права потребителей в Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://theuk.one/106642.
  3. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
0
Ваша оценка: Пусто