Зарубежный опыт в борьбе с коррупцией для россии: путь к победе или упущенная возможность?

Негодаев Артем Александрович,
Омская юридическая академия

 

В современной Россиипроблем достаточно много, но среди них особое место занимает борьба с коррупцией. И здесь сразу необходимо уточнить, что же такое коррупция. Исходя из определения в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция- это  злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение выше перечисленных действий от имени или в интересах юридического лица[1]. Можно сказать, что данное понятие в настоящее время приобрело довольно обыденный характер и удивить им кого-либо в России будет очень проблематично. Коррупция захватила в свои сети абсолютно весь государственный аппарат, тем самым совершая злостные преступления- посягательство на основы конституционного строя и безопасность государства в целом.

По результатам исследований международной организациейTransparency International в 2016 году был составлен рейтинг Индекса восприятия коррупции- 2016 (ИВК-2016), в котором Россия заняла 131-е, среди 176 мест, набрав ничтожные 29 баллов из 100. Она оказалась в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной, что уже говорит о больших проблемах, т.к. эти страны не являются передовыми и высокоразвитыми, а в той же Украине и вовсе не первый год продолжается гражданская война.

Причин, повлекших такой рост коррупции в России после распада СССР множество:

  • Некачественная и до конца не проработанная нормативная база;
  • Отсутствие четкой последовательности принятия мер по борьбе с коррупцией;
  • Отсутствие профессионализма у чиновников различных рангов;
  • Дублирование функций различных органов государственной власти;
  • Недостаток эффективной системы юридической ответственности за коррупционные преступления;
  • Отсутствие определенных механизмов для карьерного роста;
  • Низкая гражданская ответственность и т.д.

Все эти причины очень тесно взаимосвязаны между собой и напоминают неразрывную, прочную цепь, разбить которую можно только с помощью постепенного устранения каждого из её звеньев.

Проблемы государства, также, как и причины проявления коррупции- взаимосвязаны. В 2016 году Международное антикоррупционное движение Transparency International представило результаты глобального исследования «Барометр мировой коррупции» (БМК, Global Corruption Barometer), которые показали, что с наиболее серьезными проблемами сталкиваются жители Армении, Боснии и Герцеговины, Литвы, Молдавии, Сербии, Украины и России. Респонденты отвечали на вопросы о наиболее серьезных проблемах, которые стоят перед их странами, о том, как они оценивают коррумпированность властных институтов и элит, а также оценивали усилия руководства страны по противодействию коррупции и влиянию богатых частных лиц на принятие властных решений.

Исследования в России показали, что коррупция для граждан является третьей по важности проблемой в стране после состояния экономики и здравоохранения в целом (см. Рис.1). Но стоит все-таки заметить, что коррупция является во многом проблемой, из которой вытекают другие. Это объясняется тем, что и в экономике, и в здравоохранении, а также в других сферах проблемы, связанные с недостатком финансирования, нецелесообразным использованием средств во многом появляются после вмешательства коррупционных деятелей.

 

 
 



 

Оценивая причины, по которым люди не сообщают о коррупции, 17% опрошенных считают, что это опасно для жизни; 16%- что это не имеет смысла; 14% потеряли веру в справедливость; 11% попросту бояться признаться в своей вовлеченности в коррупцию (см. Рис.2).

Также был проведен опрос, в котором у россиян спросили, согласны ли они, что в состоянии повлиять на борьбу с коррупцией, 42% ответили отрицательно, а 21%- положительно. Для примера, в Европе верят в себя 47% опрошенных.  Печальная статистика также говорит о том, что лишь 16% людей считают сообщение о коррупции социально приемлемым, в то время как 57% с ними не согласны. В странах ЕС сообщение о коррупции считается нормой по версии 45% респондентов. О свершившемся факте коррупции и вовсе в России сообщили бы только 13% граждан.

Несмотря на удручающую статистику и реальные факты сегодняшней действительности, нельзя утверждать, что коррупцию в России не остановить. В подобной ситуации стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран, которые будучи в свое время погрязшими в коррупции и взяточничестве все-таки сумели выправить ситуацию и добиться развития своих территорий до уровня мировых держав. Такими наглядными примерами на сегодняшний день являются Сингапур и Гонконг, опыт которых может очень пригодиться Российской Федерации.

Сингапур. Летом 1959 к власти в стране пришла партия «Народное действие». Новое правительство во главе с премьер-министром Ли Куан Ю немедленно преступило к преобразованиям в стране и одной из главных задач как раз была борьба с коррупцией.

Первым же делом новое правительство добилось ужесточения контроля за расходованием каждого доллара из бюджета страны. После этого был сделан упор на специальный и независимый орган - Бюро по расследованию коррупции (БРК - CorruptPracticesInvestigationBureau).Данное Бюро могло начать расследование в отношении любого лица, а исключений, существующих сейчас в России для отдельных служащих, вовсе не было. Поэтому главной целью стали взяточники в высших эшелонах власти, т.к. с мелкими чиновниками решили справиться путем упрощения административных процедур в органах государственной власти. Немного позднее суд мог трактовать то обстоятельство, что обвиняемый жил не по средствам, как факт получения взяток. Также в это время были увеличены штрафы с 10.000 сингапурских долларов до 100.000, а суды и вовсе были уполномочены производить конфискацию имущества на сумму равную взятке.

Постепенно борьба только усиливалась и за решётку стали попадать один за другим федеральные министры. «Начать с проповеди высоких моральных принципов, твердых убеждений и самых лучших намерений искоренить коррупцию - легко. А вот жить в соответствии с этими добрыминамерениями - трудно. Для этого требуются сильные лидеры и решимость бороться со всеминарушителями, безо всяких исключений. Служащие БРК должны были располагать полнойподдержкой политического руководства, чтобы действовать без страха и в соответствии сзаконом»[2], - писал Ли Куан Ю.

Все эти меры дали свои плоды- в 1998 году Сингапур уже входил в семерку наименее коррумпированных стран мира по версии Transparency International. Но это было еще не все, постепенно стали повышать зарплаты государственным служащим до уровня доходов частного сектора. Прежде всего это делалось с целью отбить желание брать взятки за свою работу, а также избежать «утечки мозгов» в бизнес.

По состоянию на 2016 год по данным Transparency International Сингапур занимает также 7 место в рейтинге коррупционности стран мира.

Немного ниже Сингапура в этом рейтинге расположился Гонконг на 15 строчке. Еще в 1974 году уровень коррупции в Гонконге достигал 90% во всем государственном секторе, в 2000 году он уже был около 6%, а сейчас и вовсе в пределах 3%. Как оказалось, победить коррупцию можно даже в Азии, причем методы, которые использовали власти Гонконга отличались от карательных рейдов в Китае. Здесь не отрубали руки не применяли смертную казнь, потому что нашли более гуманный и оптимальный подход к решению данной проблемы.

Первым шагом на пути к чистому и некоррумпированному государству стало создание в 1974 году Независимой комиссии против коррупции (НКПК). В эту силовую структуру был очень жесткий отбор, т.к. офицеры назначались лично губернатором на определенный срок и подчинялись только ему. Комиссия состояла из трёх департаментов — «оперативному» было поручено вычислять взяточников и принимать жалобы населения, «предотвращающему» — изучение схем взяток в тех отраслях, которые наиболее подвержены коррупции, «общественному» — ведение пропаганды.

Но неслучайно так устроено, что основную роль в борьбе с коррупцией играет само население страны. Поэтому заполучить доверие населения-было главной задачей. Для этого уже в самом начале за взяточничество привлекли к ответственности несколько крупных чиновников, а также возбудили уголовное дело против начальника полиции Гонконга. Все это очень активно освещалось в СМИ, что и вернуло со временем поддержку населения в этом деле.

Жесткие меры также были необходимы, поэтому для чиновников просто отменили презумпцию невиновности, то есть по сути в случае «обоснованных подозрений» любого гос. служащего могли поместить под арест. Также, если чиновник и члены его семьи живут на средства, явно превышающие доходы служащего, и при этом он не мог объяснить откуда они взялись, то по закону такого чиновника ждали 10 лет тюрьмы.

Если же говорить о самой НКПК, то зарплата у них была намного выше, чем у сотрудников МВД. При этом они имели огромные полномочия, дававшие право устроить проверку в любом из министерств. А следить за деятельностью комиссии были призваны СМИ и представители интеллигенции.

Представленный опыт Сингапура и Гонконга вполне можно применить в России. Прежде всего необходимо обновить законодательство в сфере противодействия коррупции, детально проработав решения всех вопросов, связанных с коррупционной деятельностью чиновников и депутатов. Также необходимо создать специальный и независимый орган, который бы подчинялся непосредственно Президенту РФ. Он должен будет заниматься борьбой с коррупцией в различных органах государственной власти, а также в правоохранительных органах. Да, на сегодняшний день существуют специальные органы, занимающиеся расследованием коррупционных преступлений, но находятся они, как правило, в коррумпированной среде внутри ведомств, что подвергает сомнению их эффективность. Необходимо расширить их полномочия, а именно внести поправки в соответствующие нормативно-правовые акты РФ, в которых закреплены статусы неприкосновенности государственных служащих. Убрав данный статус, мы получим незащищенность чиновников, а значит уменьшим риски распространения коррупции, т.к. в случае получения взятки привлечь высокопоставленного служащего не составит труда.

Также будет правильным введение обязательной конфискации имущества в случае взятки, на сумму причиненного государству ущерба, а также увеличение штрафов и введение наказания за невозможность доказать наличие необоснованных доходов у служащего.

Но, как все-таки представляется, главное в борьбе с коррупцией-это доверие народа. Для того, чтобы его заполучить и тем самым призвать население на помощь, необходимо бороться с коррупцией не только на нижних эшелонах власти, но также и на верхних, показав, что закон действительно равен для всех, и от взяточничества лучше отказаться совсем.

Для того, чтобы решить определенную проблему необязательно придумывать что-то новое. Иногда достаточно обратить внимание на чей-то прошлый опыт в решении данной проблемы. На сегодняшний день в России существует сырое, не совсем качественное законодательство, касающееся противодействия коррупции. Федеральный закон «О противодействии коррупции», как базис, не имеет чёткой и последовательной структуры решения проблемы борьбы с коррупции. Он лишь предоставляет основополагающие принципы, не конкретизируя каким образом решать данную, весьма поднадоевшую проблему. И здесь на помощь как раз может прийти опыт, теперь уже передовых стран, победивших коррупцию еще в конце 20 века. Специальные органы по борьбе с коррупцией, продуманное и последовательное законодательство, решимость и принципиальность политической элиты, а также доверие своих граждан все это способно повлиять на решение проблемы борьбы с коррупцией. Даже в России взяточничество можно победить. И здесь на свое место как раз встают слова одного из борцов с коррупцией во второй половине 20 века Ли Куана Ю: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Только имея такое желание и целеустремленность, возможно победить злейшего врага России.

 


Список литературы:

  1. «Трансперенси Интернешнл-Р»// Индекс восприятия коррупции-2016// URL: http://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html
  2. «Трансперенси Интернешнл-Р»// Барометр мировой коррупции-2016// URL:http://transparency.org.ru/research/barometr-mirovoy-korruptsii/-barometr-mirovoy-korruptsii-2016-rossiyane-boyatsya-soobshchat-o-korruptsii.html
  3. Георгий Зотов// Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 19/05/2010// Самый удачный метод борьбы с коррупцией изобрели в Гонконге.
  4. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из "третьего мира" - в "первый" (1965 - 2000)// Переведено по изданию: Lee Kuan Yew. The Singapore Story: 1965 – 2000. С. 102-112.
  5. «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

[1][5, ст. 1]

[2][4, с. 106]

 

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (8 votes)