Юридическое сопровождение замещающей семьи

Еньшина Евгения Дмитриевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

 

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на достойную жизнь. Для ребенка это, прежде всего, право жить и воспитываться в семье в окружении любящих и заботящихся родителей.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства, который определяет ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, либо устраивают их в замещающие семьи.

Анализ зарубежного и национального исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание их в замещающей семье, поскольку оно гарантирует обеспечение безопасности, защищенности ребенка.

Так, в трудах М. И. Лисиной, В. Н. Ослон и А. Б. Холмогоровой обосновано, что замещающая семья обеспечивает наиболее лучшие условия воспитания и развития ребенка, чем сиротские учреждения [2, с. 80].

По мнению Е.Б. Жуйковой, Л.С. Печниковой дети в замещающей семье обладают более адекватной эмоциональностью, а также более широким кругозором, целенаправленностью, работоспособностью; хорошо ориентированы в социальной сфере и в быту, проявляют собственную инициативу в планировании свободного времени [1, c. 48].

Замещающая семья способна сформировать у ребенка целый комплекс навыков (коммуникативных, определенных психических, культурных, элементарных медицинских и др.)

Иными словами, семья предоставляет ребёнку оптимальные условия для формирования личности, вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок в замещающей семье через взаимодействие с членами семьи, родственниками становится активным участником воспроизводства положительного семейного опыта, который поможет ему впоследствии создать хорошую семью, стать хорошим родителем.

Жизнеустройство ребенка в семью регламентируется Семейным кодексом РФ. В нем провозглашен приоритет семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимость дать каждому ребенку опыт жизни в семье – одна из принципиальных идей Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (разработана и утверждена Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 07.17.1998 № 1/1, п. 125).

Интеграция ребенка-сироты из детского дома в замещающую семью порождает множество проблем. Приемные семьи могут испытывать трудности различного характера на разных этапах жизни. Эти трудности  бывают связаны с самим приемным ребенком, с его здоровьем и сложным процессом адаптации, с подростковым возрастом. Немалое значение имеют и супружеские взаимоотношения приемных родителей друг с другом, так как эти взаимоотношения оказывают большое влияние на детско-родительские отношения.

Многие из этих проблем, особенно в адаптационный период, позволяет снять обязательное обучение приемных родителей (Приказ № 623 Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 года), являющееся началом системы грамотного профессионального сопровождения замещающей семьи, которое значительно облегчит и улучшит динамику взаимной адаптации ребенка-сироты и приемной семьи.

В казенном учреждении Омской области «Центр поддержки семьи» обучение граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется по программе «Школа приемного родителя». Одна из основных задач которой выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков и ресурсов семьи для воспитания и содержания ребенка.

В рамках «Школы приемного родителя» проводится обязательная диагностика, позволяющая предотвратить, либо уменьшить передачу детей, гражданам склонным к проявлению вербальной и невербальной агрессии, имеющих пограничное состояние психики, деструктивные мотивы и др. Так, в 2018 обучение в «Школе приемного родителя» прошли 755 человек, из них 562 (75%) получили свидетельства о прохождении подготовки.

В отличие от обязательного обучения приемных родителей, прохождение психологического теста не закреплено на законодательном уровне, что, по мнению автора, является большим упущением.

Одно из направлений  деятельности учреждения является юридическое сопровождение замещающих родителей и детей. Овладение  правовой грамотностью осуществляется в рамках курсов «Школа приемного родителя», «Успешное родительство», акции «Помощь на колесах», подпрограммы «Закон и мы» и др.

Повышение юридической компетентности замещающих родителей осуществляется посредством проведения массовых мероприятий (тематических бесед, тренингов, семинаров и др.). Основными темами для обсуждения стали: «Изменения в законодательстве в сфере защиты прав и интересов детей», «Защита жилищных прав подопечных», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний» и др.

Немалое значение имеет оказание индивидуальных услуг, включая консультирование, диагностику, коррекционно-развивающие занятия. Последние являются сравнительно новой формой психолого-педагогической и юридической поддержки. Индивидуальные консультации с целью оказания юридической помощи осуществлялись на принципах конфиденциальности, непредвзятости. Основные вопросы обращений касались реализации жилищного права подопечных, семейного права, возможности изъятия ребенка из семьи. Кроме того, в 2018 году составлено 42 исковых заявлений в суд.

Особая роль в работе с замещающими семьями отводилась занятиям с детьми, целью которых, прежде всего, является разрешение проблемных ситуаций, в том числе юридических, возникающих в связи с психовозрастными кризисными периодами их развития, а также формирование адаптивных механизмов у подопечных, коррекцию детско-родительских отношений. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.

  Важное значение имеет проведение мониторинга воспитания и развития детей в замещающих семьях, изучение социальной ситуации развития воспитанника, его положения в коллективе, в семье, реализации индивидуальной программы сопровождения, уровня социальной адаптации и подготовки к взрослой жизни, разработка рекомендаций для родителей.

Однако следует отметить, что работа по сопровождению замещающих семей, требует дальнейшего развития и совершенствования. В связи с чем, автор сносит следующие предложения:

— повысить информированность жителей Омской области о возможностях принятия ребенка в семью всеми доступными средствами;

— закрепить на законодательном уровне прохождение диагностики после обязательного обучения приемных родителей;

— закрепить на законодательном уровне максимальное количество приемных детей в семье (по словам исполнительного директора благотворительной организации «Российский Комитет «Детские деревни SOS» Н.Ю. Слабжанина: «Приемная семья должна умещаться за одним столом» [3];

— закрепить на законодательном уровне обязательное отслеживание судьбы приемных детей после 18 лет компетентными органами.

  В заключении хотелось бы отметить, что замещающая семья, с одной стороны, представляет собой семью в общем смысле, с другой - для нее характерны индивидуальные особенности, отличающие ее от кровной родительской семьи, не позволяющие говорить об их тождестве.


Список использованных источников:

  1. Жуйкова, Е. Б., Печникова, Л.С. Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 46–53.
  2. Ослон, В. Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопр. психологии. 2001. № 3. С. 79-90.
  3. Волкова, Н. Приемная семья должна умещаться за одним столом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/priemnaya-semya-dolzhna-umeshhatsya-za-odnim-stolom/
0
Ваша оценка: Пусто