Стамболтсян Саргис Арташесович
На сегодняшний день в международном праве особенную актуальность приобрели проблемы связанные с международным признанием непризнанных государств и непосредственно связанным с ним правом народов на самоопределение. Актуальность указанных проблем подтверждается количеством непризнанных государств и последние события в Крыму.
Данные вопросы в наибольшей степени регулируется международным обычным правом, и критерии признания толкуются весьма абстрактно, следствие чего не обеспечивается справедливое решение указанного вопроса. По данному поводу В. Л. Толстых справедливо отмечает: «Поскольку международное сообщество отличается от сообщества Адама Смита крайним неравенством потенциалов и запросов, победа в такой игре не обязательно фиксирует справедливое решение».
На наш взгляд, проблемы признания независимости Нагорно-Карабахской Республики весьма специфичны и для справедливого решения требуется всестороннее и полное исследование сути проблемы.
Территория, которая с 14 века стала называться Карабахом, представляет собой часть области Арцах исторической Армении. Ксенофонт и Геродот утверждают, что армяне распространились до реки Кура уже в VII веке до н. э.
IV—II вв. до н. э. территория Нагорного Карабаха входила в состав Армянского царства Ервандидов, а в начале II века до н. э. регион вошёл в состав Великой Армении, как провинция Арцах.
С древнейших времен в этой области проживали армяне, которые продолжали составлять её коренное население и в то время, когда Армения находилась под иностранным игом. Армяне всегда составляли большинство населения данной территории, а именно от 80 до 95%.
После установления советской власти в Армении и Азербайджане 3 июня 1921 года Кавбюро РКП на своём заседании единогласно решило: «Указать в декларации Армянского правительства о принадлежности Нагорного Карабаха Армении».
Однако вскоре позиция руководства советского Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха претерпела кардинальные изменения, и 4-5 июля 1921 г., для решения вопроса о Нагорном Карабахе был созван пленум Кавказского бюро ЦК РКП(б), который первоначально решил оставить Нагорный Карабах в составе Армянской ССР, а затем, после повторного протеста азербайджанской верховной власти и угроз Н. Нариманова, принял при участии наркомнаца И. Сталина решение о включении Нагорного Карабаха в Азербайджанскую ССР с предоставлением ему статуса областной автономии.
Профессор международного права Ю. Г. Барсегов справедливо отмечает: «Решение Кавбюро ЦК РКП(б) по вопросу о Нагорном Карабахе не может быть признано правовым хотя бы в силу того, что Кавбюро представляло собой партийный орган, в ведение которого не входили вопросы определение форм государственности».
Армяне Нагорного Карабаха не смирились с подобными переменами. На протяжении последующих десятилетий они неоднократно обращались в руководящие органы страны с просьбой о возвращении области в лоно Родины-Армении. Но все выступления пресекались, жалобы оставались без рассмотрений. Начавшийся процесс революционной перестройки и обновления, демократизации и гласности был воспринят армянским населением Нагорного Карабаха как объективное основание, дающее надежду на исправление совершенного в прошлом «преступления».
Таким образом, современный Азербайджан свою официальную позицию основывает на принципах территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государства. Они считают Армению агрессорам, захвативший Нагорный Карабах, а территорию Нагорного Карабаха оккупированной армянскими войсками, и в связи с этим неоднократно угрожали Армении военной силой.
Мы считаем, что позиция Азербайджана неправомерна и с точки зрения международного право, и с точки зрения нравственности и справедливости.
С распадом СССР возникли юридические основания для самоопределения народа Нагорного-Карабаха, и в конце концов было использовано их право на самоопределение на всенародном референдуме 2 сентября 1991 года.
В.Л. Толстых отмечает, что согласно Декларации «о принципах международного права» от 1970 г. правом на самоопределение наделены народы, находящиеся под колониальным господством; народы, проживающие на оккупированной территории; народы, в отношении которых проводится расистская политика (п. 4 ст. 1 Протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.). Таким образом, право на отделение возникает тогда, когда нация оказывается исключенной из внутригосударственного политического общения, когда ее воля не учитывается при принятии политических решений.
Поскольку при решении вопроса о включении Нагорного-Карабаха в состав Азербайджана необоснованно не учитывалась воля Нагорно-Карабахского народа, который неоднократно заявлял о своем желании присоединятся к своей родине-Армении, то можно сделать вывод, что Нагорный Карабах фактически был колонией Советского Азербайджана, и после распада Советского Союза был оккупирован Азербайджаном.
Также свое подтверждение находит и расистская политика Азербайджана в отношения армян, как на территории Азербайджана, так и на территории Нагорного Карабаха. Так, во-первых, в течение 1988-1990 годов в крупных городах
Азербайджана: Сумгайыт, Кировабад, Баку и др. были совершены массовые убийства армян, которые пользовались поддержкой властей Азербайджана.
Во-вторых, в этих годах власти Азербайджана организовали выселение армян из территории Азербайджана (Кроме Нагорно-Карабахского Автономного округа).
В-третьих, в течение 70 лет, с момента включения Нагорного-Карабаха в состав Азербайджана, на Карабахской территории велась расистская политика, которая усилилась с 1988 года:
Во всех сферах деятельности на работу принимались только азербайджанцы, выделялись деньги на постройку только азербайджанских школ, новые построенные жилые дома передавали только мусульманам.
В-четвертых, были организованы массовые убийства армян, которые стали причиной восстания этнического Карабахского народа, и организации самообороны.
Из вышеуказанного следует, что действия Армении при оказании военной помощи армянам Нагорного Карабаха правомерны, поскольку в условиях массового нарушения прав человека и опасности уничтожения народа Нагорного-Карабаха, право на самоопределение не могло быть реализовано иначе.
На сегодняшний день Нагорно-Карабахская Республика признана лишь частично признанными государствами, такими как: Республика Абхазия, Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. Парламент крупнейшего по населению австралийского штата Новый Южный Уэльс также признал право народа Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение и призвал власти Австралии официально признать независимость НКР. Резолюции с призывом к президенту и конгрессу США признать независимость НКР приняли законодательные органы власти американских штатов Род-Айленд, Массачусетс, Мэн, Луизиана и Калифорния.
Причиной непризнания Нагорно-Карабахской Республики со стороны государств-членов ООН является не отсутствие правового основания признания, а политическая выгода данных стран. Решение проблемы Нагорно-Карабахской Республики приведёт к полной независимости Азербайджана и Армении и максимально уменьшит влияние на эти государства. К сожалению, международное право служит политическим интересам сильных государств и его толкуют согласно выгодам.
Важно отметить, что непризнание независимости государства влечет ряд вредных последствий для его народа:
Не разрешаются вопросы об экстрадиции, иные формы правовой помощи, могут не признаваться браки, официальные документы, такие как свидетельство о рождение, права собственности, документы об образовании, о смерти, также невозможно применение иностранного права при разрешении правовых вопросов.
Из содержания вышесказанного, мы пришли к следующим выводам:
- Основным юридическим фактом, лежащим в основе признания, является самоопределение НКР, произошедшее в строгом соответствии с вышеуказанными международными правовыми нормами.
- Нравственным основами для признания является факт того, что длительное отсутствие официального признания вновь образованного государства со стороны участников международно-правовых отношений ущемляет права и интересы граждан и юридических лиц на данной территории, что недопустимо в современном обществе, где главной ценностью являются права и свободы человека.