Юридическая сила актов европейского суда по правам человека для Российской Федерации

Луценко Валерий Олегович
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет» г. Омск

 

Вопрос о юридической силе актов Европейского суда по правам человека (далее ЕСПЧ) не однозначен. В Российской Федерации отсутствует четко структурированная регламентация, позволяющая безошибочно определять место таких актов в общей правовой системе страны.

Априори решения ЕСПЧ носят императивный характер и общеобязательны для исполнения. Однако проблема соотношения решений наднациональных судебных органов с решениями национальных российских судебных органов актуальна по сей день.

Обязательность исполнения актов ЕСПЧ закреплена в статье 46 «Обязательная сила и исполнение постановлений» Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., возлагающей на Высокие Договаривающиеся Стороны обязательство исполнять окончательные постановления ЕСПЧ по любому делу, в котором они выступают сторонами [2].

Первый раздел Европейской Конвенции послужил основой для формирования второй главы Конституции РФ. Законодатель таким образом внедрил основополагающие положения конвенции в правовую систему страны. Сходство двух правовых актов можно проследить, проведя их сравнительный анализ [9].

Наряду с этим, статья 46 Конституции РФ регламентирует, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.» [1].

Таким образом, законодатель позиционирует акты ЕСПЧ, принятые в отношении Российской Федерации, общеобязательными. Но не уточняет о правой силе решений, касающихся других стран членов Совета Европы.

 На эту тему высказался судья Конституционного суда Российской Федерации Н.С. Бондарь. Он считает, что «по своему буквальному смыслу данное положение (норма федерального закона о ратификации Конвенции) предполагает обязательность для России лишь той части практики Европейского суда, которая формируется при рассмотрении дел в связи с предполагаемыми нарушениями Российской Федерацией своих конвенционных обязательств» [8].

Таким образом, научные деятели разделились на две группы. Одни считают, что обязательными для России являются только те акты, в которых она является непосредственным участником. Другие полагают, что к ним относятся все решения Страсбургского суда, в том числе и принятые в отношении других государств [10].

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [3] содержатся указания на то, что нормативно-правовые акты Страсбургского суда, которые приняты в отношении Российской Федерации, являются обязательными для исполнения. При этом уточняется, что обязательность таких актов распространяется не только на органы власти, но и на суды.

Дополнительно в пункте 10 указано, что в целях недопущения любого нарушения положений Европейской конвенции суды должны при вынесении решений учитывать сложившуюся практику ЕСПЧ.

Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по аналогичному вопросу содержится в информационном письме от 20 декабря 1999 г. "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие" [6].

Все это подтверждает юридическую обязательность для Российской Федерации исполнения тех решений, которые были вынесены в ее отношении. Комитет Совета Европы (ч. 2 ст. 46 Конвенции) контролирует соблюдение этого правила.

Решения, адресованные государствам-участникам, имеют иную обязательную природу. Они должны соблюдаться только в той части, в которой содержат толкование норм Европейской конвенции.

Это обосновывается тем, что ЕСПЧ при вынесении решений по делам, стороной которых является Россия, может использовать собственные постановления, вынесенные в отношении иных государств.

По этому поводу свою позицию высказал Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин. Он считает, что акты ЕСПЧ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Это означает также и то, что они входят в иерархию нормативных актов, принятых на территории РФ [7].

На основании этого довода возникает дилемма, имеют ли права судьи ссылаться на решения и постановления Страсбургского суда, как на акты, входящие в правовую систему Российской Федерации.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда России "О судебном решении" [4] указано, что суду следует учитывать постановления Европейского суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции, подлежащих применению в данном деле.

Но при буквальном толковании этой нормы непонятно, можно ли их указывать в решение или допустило только основывать судебные выводы без фактического указания.

Но основываясь на правоприменительной практике высших судов РФ, можно сделать вывод, что суды используют и ссылаются на постановления ЕСПЧ независимо от того, вынесены они в адрес Российской Федерации или нет [См., например 5]. Однако официального закрепления данное правомочие не имеет

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что акты Европейского суда по правам человека имеют в Российской Федерации обязательную юридическую силу и являются источниками права. Однако, в рамках того, что в Российской Федерации отсутствует четко структурированная регламентация, позволяющая безошибочно определять место таких актов в общей правовой системе страны, в юридической науке периодически возникают дискуссии на тему обязательности решений Европейского суда по делам, в которых Российская Федерация не является стороной.

Во избежание произвольной трактовки юридической силы решений Страсбургского суда возникает необходимость внести изменения в российское законодательство, которые бы регламентировали данный вопрос.


Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом № 1» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)). // Бюллетень международных договоров. № 3. 2001.
  3. Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 2.
  5. Определение Верховного Суда РФ от 21 мая 2004 г. по делу N 49-Г04-48 // Бюллетень ВС РФ. 2004. N 11.
  6. Информационное письмо ВАС РФ от 20 декабря 1999 г. N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие" // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2. 
  7. Выступление Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина на VIII Международном форуме по конституционному правосудию "Имплементация решений ЕСПЧ в практике конституционных судов стран Европы".

Научная литература

  1. Бондарь Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Караманукян Д.Т. Акты Европейского суда по правам человека в российской правовой системе [электронный ресурс] : учебное пособие.- режим доступа: https://legascom.ru/notes/815-akti-esph-v-pravovoi-sisteme-rf
  3. Султанов А.Р. Влияние на право России Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" и прецедентов Европейского суда по правам человека, взгляд практика [электронный ресурс] : научная статья .- режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-na-pravo-rossii-konventsii-o-zaschite-prav-cheloveka-i-osnovnyh-svobod-i-pretsedentov-evropeyskogo-suda-po-pravam-cheloveka

 

 

0
Ваша оценка: Пусто