Введение образовательного ценза для представителей в суде

Кирюхина  Алина  Владимировна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

 

В настоящий момент в соответствии с действующим законодательством РФ оказывать юридическую помощь в суде могут лица, не обладающие необходимой на то компетенцией, то есть лица, не имеющие специального образования, а именно граждане, не имеющие надлежащей квалификации, а также любые юридические лица.

Однако с 1 октября 2019 г. вступает в силу федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому в гражданском, а также в арбитражном процессах представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности [1].

Исключение составят дела, рассматриваемые мировыми судьями, а также районными судами. Кроме того, данное требование не распространяется на законных представителей, патентных поверенных, арбитражных управляющих.

Также согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, которое начало участвовать в деле в качестве представителя  до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности после вступления в силу указанного федерального закона [2].

По мнению автора законопроекта, председателя Ассоциации юристов России Павла Крашенинникова, сложившийся на сегодняшний день подход к представительству в судах является неправильным, так как в результате такого представления интересов лицом, не имеющим специального образования, может пострадать человек, чьи интересы он защищал: «Нередко называющий себя адвокатом или юристом представитель не имеет специального образования и таким образом вводит в заблуждение гражданина или организацию, чьи интересы представляет. Результатом такого некомпетентного представительства становится отсутствие должной юридической помощи, некачественное представление интересов доверителя в суде и в итоге – вынесение судебного акта, не учитывающего в полной мере интересы сторон. Подобные некомпетентные представители бросают тень на профессию юриста и в результате заставляют усомниться в эффективности судебной системы в целом» [3].

Идея П. В. Крашенникова заключается в том, чтобы требования о наличии соответствующего специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде были прописаны в законе.

Этой же позиции придерживается председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, который считает, что данная норма, «в первую очередь защитит права россиян, которые должны быть уверенны в том, что получают квалифицированную юридическую помощь».

Заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак, придерживающийся иной точки зрения, полагает, что введения одного только требования о юридическом образовании недостаточно. Необходимо предусмотреть контроль над дальнейшим поведением юриста. "Одно дело – получить доступ к профессии, другое – обеспечивать надлежащее поведение юриста после того, как он этот доступ получил. Можно иметь юридическое образование и оказывать низкого качества юридическую помощь или даже совершать правонарушения. Но тот представитель, которого сегодня вывели с приставами из зала суда, абсолютно никак не мотивирован вести себя прилично дальше, если на следующий день он может опять прийти в суд. Никаких механизмов воздействия на него нет, кроме судебного штрафа", - уточнил Д.В. Новак [4].

На наш взгляд представляется возможным внести следующие изменения, направленные на совершенствование действующего законодательства. Так, к представителям, оказывающим некачественную юридическую помощь, помимо судебного штрафа как меры гражданской процессуальной ответственности, могут быть применены и другие меры. Это может быть отстранение представителя от участия в деле или приостановлении его юридической практики. Данные меры позволили бы стимулировать представителей совершенствовать свои знания, а также оказывать качественные услуги своим доверителям.

По мнению большинства юристов, требование о наличии высшего юридического образования не всегда прямо связано с качеством юридических услуг. Наличие диплома юриста не гарантирует качественную юридическую помощь, поскольку человек, имеющий высшее юридическое образование, может предоставлять услуги низкого качества.

Введение данной нормы может повлечь за собой и некоторые более неблагоприятные последствия. Несмотря на то, что введение ограничений, с одной стороны, позволит улучшить качество услуг представителей, то с другой стороны, увеличит их стоимость, а это приведет к тому, что еще меньшее количество людей смогут ее себе позволить. Соответственно для необеспеченных граждан профессиональное представительство может стать ограничением доступа к правосудию.

Подводя итог, необходимо отметить, что совершенствование норм действующего законодательства, является необходимым условием развития правого государства. Принятый закон является важным шагом в реализации реформы судоустройства, его реформировании и модернизации, но вопрос о том к каким последствиям приведут столь масштабные изменения в процессуальном законодательстве, покажет время.


Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". СПС «КонсультантПлюс».
  3. Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование // pravo.ru: законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке. URL: https://pravo.ru/news/view/144700/ (дата обращения: 26.09.2019).
  4. Минюст России: требования о юридическом образовании судебного представителя недостаточно // garant.ru: ГАРАНТ – Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии, практика. URL: https://www.garant.ru/news/1146300/ (дата обращения: 26.09.2019).
0
Ваша оценка: Пусто