Возраст потерпевшего, как критерий разганичения убийства и самоубийства

Сураев И.Э.,
Омская юридическая академия 

 

Проблема суицидов в Российской Федерации приобрела в последнее время особенно важное значение. Наша страна до сих пор остаётся в числе стран, с наиболее высоким уровнем суицидов 1. Особый общественный резонанс приобрела проблема массового вовлечения в суицидальные группы несовершеннолетних (группа «синий кит»), что повлекло изменения в уголовном законодательства в части ужесточения ответственности за содействия самоубийствам (ст. 110.1, 110.2 УК РФ). Необходимо отметить, что среди учёных, вопросы отграничения самоубийств от «посредственных» убийств вызывает широкие дискуссии. Обратимся к наиболее спорному, а именно возрастному аспекту данного вопроса.

Так, по мнению Крыловой Н.Е., законодатель, устанавливая уголовную ответственность за наиболее тяжкие преступления против личности  с 14 лет, презюмирует тот факт, что именно с этого возраста человек способен оценить общественную опасность и социальную значимость лишения жизни другого человека, а значит, может и оценить последствия разрушительных действий и в отношении себя самого 2, что мы опровергать не станем. Однако автор статьи ограничилась лишь тем, что уже с 14-летнего возраста причинение себе смерти будет однозначно квалифицироваться как самоубийство, не углубляясь подробно в вопрос о том, в каком возрасте будет проходить линия разграничения между причинением себе смерти как несчастный случай и причинением себе смерти как самоубийство. Вместе с тем, возраст, который будет своеобразной «точкой отсчёта» для самоубийства до сих пор не определён. 3 4

Если обратиться к исследованиям в сфере суицидологи 5, а также педагогики 6, то учёными отмечается следующая возрастная динамика отношения к самоубийству и смерти. Так, в возрасте 6-7 лет дети не испытывают страха перед самоубийством, т.к. смерть им казалось, своего рода, глубоким и что после неё наступит новая жизнь без проблем и неурядиц. Следующая возрастная отметка – 10-12 лет. Данная категория детей отмечает, что смерть – исчезновение навсегда, но также отсутствовала убеждённость  в том, что смерть есть конец жизни, что можно отнести как фантазию ребёнка, строящуюся на образных, «далёких» представлениях, не исключающих при этом того, что своими действиями будет причинена смерть, представление о последствиях которой, как раз и будет предметом фантазий. Следующая возрастная категория, определяемая как «подростковая», не содержит какого-либо конкретного возраста, однако логично полагать, что её следует отсчитывать с возраста 13 лет. В этом возрасте представления о смерти совпадают с представлениями взрослых. Здесь мы сталкиваемся с двумя вариантами отношения малолетних лиц к самоубийству. Первый вариант рассматривает самоубийство детей через призму логической цепочки «совершение определённых действий, ведущих к смерти» и осознание того факта, что именно их действия ведут к смерти. Вторая точка зрения рассматривает вопрос через призму представления смерти и её последствий у детей. Таким образом, согласно первой точке зрения, минимальный возраст самоубийцы следует отсчитывать с 6 лет, т.к. с этого момента лицо начинает осознавать последствия совершаемых им действий. Вторая точка зрения утверждает, что самоубийство, как осознанный акт может иметь место с возраста 10-12 лет, т.к. с этого момента лицо начинает осознавать очень важный результат смерти – её безвозвратность.

На первый взгляд, логичным кажется, что с возраста 6 лет склонение к самопричинению смерти следует квалифицировать по ст. 110.1 УК РФ, поскольку самоубийство не будет самоубийством без осознания того факта, что в результате совершаемых лицом действий будет являться смерть человека. Однако, как указывают суицидологи, дети в этом возрасте не боятся совершить самоубийство в силу вышеуказанной нами причины убеждённости того, что жизнь после смерти начнётся снова. Таким образом, ребёнка легче склонить к совершению самоубийства. Но будет ли принципиальная разница между склонением к самоубийству ребёнка и взрослого человека?

В данном случае такой аспект самоубийства как осознание следует толковать, уводя акцент от осознания причинно-следственной связи между действием, направленным на причинение себе смерти и последствием между смертью, смещая его к вопросу о том, будет ли понимать малолетнее лицо, совершая самоубийство, к чему оно, стремится? Так как малолетнее лицо в возрасте 6 лет убеждено в том, что после смерти будет новая жизнь, то , нельзя признать, что оно будет осознавать конкретные последствия таких действий, в виде необратимой гибели мозга, и, как следствие, необратимости самой смерти.

В свою очередь, данный факт будет понимать возрастная категория 10-12 лет, поскольку как указывалась выше, они уже осознают, что смерть – это уход навсегда. Если выделять, конкретный возраст, то мы остановимся на том, что с возраста 12 лет самопричинение смерти всегда будет самоубийством, однако с возраста 10 лет следует установить презумпцию осознания последствия совершаемых действий в виде смерти, однако в случае появления сомнения в этом следует проводить судебно-психологическую экспертизу  (в т.ч. и посмертную). До 10 лет действия по самопричинению смерти следует рассматривать как убийство «чужими руками».


1 1.86. умершие по основным классам причин смерти / Федеральная служба Государственной статистики Российской федерации. Сайт. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_34/IssWWW.exe/Stg/d01/01-86.htm

2 Крылова Н.Е. "Группы смерти" и подростковый суицид: уголовно-правовые аспекты // Уголовное право. 2016. N 4. С. 36 - 48. Вместе с тем, нам кажется не лишним упомянуть, что в данной статье делается оговорка о свойственной подросткам импульсивности, однако там же упоминается о том, что «в принципиальном плане последствия совершения действий, направленных на причинение смерти, ему понятны».

3 С.В. Бородин. Преступления против жизни. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 467.

4 Самоубийства в России: осеннее обострение или опасная тенденция? // РИА новости. сайт. URL: https://ria.ru/online/20111115/489185975.html

5 Суицидология: учебное пособие / И.Л. Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолесов – Томск: Сибирский государственный медицинский универститет, 2011. -203 с.

6 воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).

0
Ваша оценка: Пусто