Пашаян Владимир Овикович
Тюменский государственный университет, Институт государства и права
Научный руководитель: заведующий кафедрой трудового права и предпринимательства ИГиП ТюмГУ, к.ю.н., доцент Л.В. Зайцева
Несмотря на длительный период совершенствования механизма социальной защиты работающих, остается еще широкий круг проблем, вызывающих устойчивый интерес специалистов к данной области научных знаний. В числе прочих, возникают проблемы, касающиеся решения одной из задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве - экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска.
Для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве требуется финансово-экономическая база, которая бы способствовала решению основных задач страхования. В первую очередь, эта база создается за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – СС НС и ПЗ), взыскиваемых штрафов и пени, связанных с начислением и уплатой страховых взносов и иных поступлений, не противоречащих законодательству РФ.
Формирование финансово-экономической базы социального страхования от несчастных случаев строится на обязанности страхователей по начислению и перечислению страховых взносов страховщику, установленной п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (далее по тексту – Закон № 125-ФЗ), в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы каждого страхователя за три года и устанавливается ему с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, ежегодно устанавливаются федеральным законом.
В данном случае, как справедливо отмечает О.П. Ляпина, «обеспечение экономической заинтересованности страхователей в улучшении условий и повышении безопасности труда в рамках СС НС и ПЗ реализуется, прежде всего, путем создания стремления страхователей добиваться снижения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа[2].
При этом размер установленной скидки или надбавки может достигать 40 % страхового тарифа, установленного страхователю.
Кроме того, обеспечение экономического стимулирования страхователей в повышении безопасности труда может быть достигнуто путем финансового участия страховщика в реализации страхователями мер по сокращению производственного травматизма.
Так, с 1 января 2013 года действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с которыми страхователь может направлять на предупредительные мероприятия до 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году [3].
Следовательно, страхователи, при соблюдении законодательства об СС НС и ПЗ, получают экономические стимулы к улучшению условий и повышению безопасности труда.
С экономической точки зрения расходы на охрану труда – это инвестиции, поэтому эти расходы должны осуществляется с целью извлечения в будущем значительной выгоды. Обычно ценность таких инвестиций значительно выше, чем планировалось изначально. Это происходит не только в связи со скрытой и долгосрочной выгодой, положительно сказывающейся на здоровье и благосостоянии работников, но также ввиду способности предприятий использовать нововведения, которые наряду с этим повышают качество продукции (товаров, услуг), сокращают расходы и улучшают условия труда.
Работодатель, вкладывающий средства в улучшение условий труда, добивается положительных результатов. К числу таких результатов можно отнести уменьшение потерь, связанных с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями – сокращение расходов на компенсации, увеличение фонда рабочего времени.
Однако, несмотря на наличие положительных мер, направленных на повышение экономической заинтересованности работодателей в повышении безопасности труда, в системе СС НС и ПЗ, существуют некоторые недостатки. К числу таковых Т.И.Туринова относит превышение размеров страховых взносов над размерами расходов по возмещению вреда. В качестве примера она рассматривает угольные предприятия Кузбасса. Так, тенденция превышения страховых взносов над расходами по возмещению вреда в абсолютном выражении в среднем на одного страхователя угольной отрасли характеризуется более чем десятикратным превышением. Таким образом, полагает Т.И.Туринова, действующая модель обязательного социального страхования, построенная на ежегодном стремлении сбалансирования текущих поступлений и текущих расходов, характеризуется низкой степенью объективности построения системы страховых тарифов[4].
Также определенную, но не решающую, роль играет, как отмечает А.В.Кофанов, действие положения Закона № 125-ФЗ, касающееся того, что размер страховых взносов для конкретного страхователя и возврат до 20 % средств из ФСС, выделяемых на профилактику травматизма, напрямую зависит от количества увечий и летальных случаев. В связи с чем, страхователи предпочитают скрывать данные по травматизму от проверяющих инстанций [5]. Безусловно указанные обстоятельства
отрицательно влияют на экономическую заинтересованность работодателей в улучшении условий и охраны труда и препятствуют формированию эффективной системы управления профессиональными рисками. Поэтому необходимо совершенствование страховых механизмов, в том числе, разработка более гибкой системы страховых взносов, учитывающей интересы всех субъектов ССНСиПЗ и способствующей повышению экономической заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда работников.
Наиболее важными, по нашему мнению, являются именно предупредительные меры работодателей по постоянному снижению профессиональных рисков. Положительные результаты предупредительных мер могут быть достигнуты путем управления профессиональными рисками, то есть путем осуществления «процесса принятия решений и действий, направленных на обеспечение безопасности здоровья работников . При этом
управление профессиональными рисками на предприятии дает возможность обосновать приоритеты конкретных управленческих решений по их снижению, направленных на улучшение условий и охраны труда.
Таким образом, решение такой задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, как повышение экономической заинтересованности страхователей в постоянном снижении профессионального риска, может быть достигнуто путем совместных усилий страхователей и страховщиков, а также построения более гибкой системы страховых взносов.
[1] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 02.03.2000 г. №184: [по сост. на 31.12.2010 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2000. - №11. – Ст.1181.
[2] Ляпина О.П. Реализация экономического механизма повышения безопасности труда в свете новых требований к организации системы управления охраной труда // Сиббезопасность – Спассиб. – 2010. - № 1. – С.190.
[3] Приказ Минтруда России «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» от 10.12.2012 г. № 580н // Российская газета. – 2013. – 25 января.
[4] Туринова Т.И. Особенности развития российской системы обязательного социального страхования с позиции оценки эффективности управления профессиональным риском в угольной отрасли // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2011. - № 7. – С.173.
[5] Кофанов А.В. Безопасность труда в строительном комплексе России // Строительство: наука и образование. – 2011. - № 2. – С.7.
[6] Ромейко В.Л., Тарасова Ю.В. Особенности управления профессиональными рисками повреждения здоровья работников во вредных условиях труда // Сиббезопасность-Спассиб. - 2011. - № 1. – С.118.