Вакцинация определенных категогий работников: право или обязанность?

Волкова Татьяна Евгеньевна,
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск

 

В  последние годы в РФ у значительного числа граждан сложилось стойкое отрицательное отношение к необходимости иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. Последствием изменения общественного мнения в сфере безопасности санитарно-эпидемиологического здоровья населения служит желание граждан использовать свое право на отказ от проведения профилактических прививок.

Работник, используя право отказа от вакцинации, сталкивается с неоднозначной ситуацией, когда он вынужден претерпеть последствия обязанности работодателя отстранить его от выполнения трудовых функций.

Чтобы разобраться в вопросе наличия юридического конфликта в данной ситуации, необходимо обратиться к правовым источникам и определить границы, в рамках которых граждане могут реализовать свои права и нести обязанности, а так же выяснить, каковы гарантии  реализации их прав.

Конституция Российской Федерации в ч. 1, 3 ст. 37 закрепляет свободу труда в РФ. Каждый может свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Для реализации права на труд необходимы условия, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены.

Государство в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ признает  право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь [1] в соответствиями с принципами, закрепленными в ст. 4 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», такими как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья [4].

Законодатель устанавливает запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, которые создают угрозу для жизни и здоровья людей, в ч. 3 ст. 41 Конституции РФ [1], и согласно ст. 11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает их выполнять требования санитарного законодательства, а так же постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Нарушение запрета влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом [5].

Профилактику инфекционных заболеваний, руководствуясь ст. 30 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан…»,  работодатель обязан осуществлять в рамках программы иммунопрофилактики инфекционных болезней [4].

Перечень работ, для которых проведение профилактических прививок обязательно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» [7]. К таким работам относят, в частности, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральный Закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в ч. 4 ст. 11 разъясняет, что профилактические прививки проводятся согласно требованиям санитарных правил в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения [2].

Профилактические прививки проводятся гражданам согласно ст. 35 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья…» в соответствии с календарем профилактических прививок [4]. Так в п. 12 приложения 1 «Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» приказа  Министерства Здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» указаны обязательные прививки для работников образовательной сферы [11]. Сведения о проведенной вакцинации гражданина закрепляются в прививочном сертификате.

Принимая решение о включении прививки в перечень обязательных, законодатель учитывает пути передачи инфекционного агента. В частности, не привитый от вируса гриппа сотрудник повышает риск инфицирования окружающих, поскольку вирус распространяется воздушно-капельным путем, и такой работник с большей степенью вероятности может создать угрозу заражения значительному  количеству не привитых лиц в кратчайшие сроки. Поэтому он отстраняется от работы. Напротив гражданин, инфицированный вирусом иммунодефицита человека, не может быть отстранен от работы, т.к. передача вируса осуществляется исключительно через кровь.

Законодатель в ст. 10, 11 ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает самого гражданина заботиться о сохранении своего здоровья, не нарушать прав других граждан на охрану здоровья и выполнять требования санитарного законодательства [5].

Однако, как быть работнику, который хочет реализовать свое право на отказ от обязательной вакцинации?

В ст. 20 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан…» отражено право граждан на информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства, а так же право на отказ от него [4].

Существует Перечень определенных видов медицинских вмешательств,  в том числе введение иммунологических лекарственных препаратов при обязательной вакцинации населения [3], на которые граждане дают информированное добровольное согласие [10].

Ст. 5 ФЗ-157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» закрепляет право гражданина на отказ от профилактических прививок и объясняет, что отказ влечет отстранение граждан от работ, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти [2]. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для таких мер, что закрепляется в ст. 76 ТК РФ и соответствует ст. 12 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан…» [4,6].

Получается, что реализуя право на отказ от прививок, граждане не могут осуществить свое право на свободный труд? Обратимся к судебной практике.

Разъяснения Верховного Суда РФ по данному вопросу сводятся к тому, что ТК РФ в ст. 3 устанавливает недопустимость ограничения в трудовых правах и свободах или получение какого-либо преимущества независимо от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Условие реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, согласно ст. 39 ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц [4].

Устанавливая правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, ФЗ-157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает проведение профилактических прививок в соответствии с требованиями санитарных правил, которые не регулируют трудовые отношения, поэтому несостоятельными являются ссылки заявителей о нарушении их трудовых прав по признаку дискриминации [9]. Из этого следует вывод об отсутствии юридического конфликта в подобных ситуациях.

Конституционный Суд РФ отказывается рассматривать жалобы о нарушении конституционных прав граждан с применением правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Так на жалобу об отстранении работницы очистных сооружений в связи с отказом от профилактической прививки против вируса гриппа в определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» разъяснено, что установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявительницы [8].

Действительно, в п.3 ст. 55 Конституции РФ, установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ в той мере, что необходима для защиты здоровья других лиц [1]. Однако в п. 2 той же статьи указывается, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Поскольку положения ФЗ-157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые обязывают работодателя отстранить работника, реализовавшего право на отказ от обязательной вакцинации, в настоящее время ставят под угрозу не только его право на достойную жизнь, но и на саму возможность его существования, назрела необходимость пересмотреть данные положения относительно таких лиц и изменить меру ответственности в виде ограничения допуска к работе на более гуманную.

Список использованных источников.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Федеральный Закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный Закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обращении лекарственных средств», ст.4, пп. 4,7.
  4. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  5. Федеральный Закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  6. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
  7. Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».
  8. Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
  9. Решение Верховного Суда РФ от 27.04.2011 № ГКПИ11-251 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.03.2008 N 16».
  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2012 г. № 390н «Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи».
  11. Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (3 голосов)