Уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи: вопросы квалификации

Чаунин Антон Витальевич
Сибирский юридический университет

 

Охрана жизни и здоровья человека и гражданина  является одной из  приоритетных задач каждого государства. Позиция Российской Федерации в данной сфере отражена в статье 41 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…». Принимая на себя такие обязательства, государство не только указывает на особую важность охраняемых благ, но и гарантирует со своей стороны осуществление целого комплекса мер, направленных на устранение причин и условий ухудшения здоровья людей.

В связи с участившимися случаями нападения на фельдшеров и врачей, при оказании помощи пациенту, а также «дорожных конфликтов», государство решило усилить уголовно-правовые меры борьбы с этим явлением, итогом этого стало принятие федерального закона от 26.07.2019 N 206-ФЗ. Одним из нововведений явилось появление в УК РФ новой статьи, 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи».

Федеральный закон  N 323-ФЗ  "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дает определения понятиям медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния; медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Анализ диспозиции статьи позволяет сделать следующие выводы: Во-первых, что речь о медицинских работниках ведется лишь опосредованно. Ответственность воспрепятствующего зависит от того, будет ли причинен вред пациенту  в результате посягательства на медицинского работника или нет. Таким образом, в диспозиции нет ответственности за вред, причиненный самому медицинскому работнику, а предусматривается лишь ответственность за вред, причиненный пациенту. Данная норма искусственно разделяет врача и пациента, в результате чего приобретает дискриминационный характер - права пациента преобладают над правами врача на безопасность. В настоящие время медицинские работники не относятся к категории лиц, за причинение вреда которым предусматривается специальная норма, несмотря на то, что Уголовный кодекс предусматривает такие меры защиты для сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, представителей власти и их близких. На наш взгляд необходимо изменить диспозицию статьи, указав на причинение вреда медицинским работникам.

Недостаток  нормы не только в нарушении законодательной логики, но и  в правоприменительной эффективности.  Например, лицо осуществляет технические работы, чинит препятствие, медицинские работники ему объявляют, что приехали по вызову и человек может умереть, нужно проехать (пройти). Лицо продолжает чинить препятствия, игнорируя слова медицинских работников лишь из  хулиганских побуждений. В результате больному причиняется тяжкий вред здоровью.Причинно-следственная связь между действиями воспрепятствующего и последствиями в виде вреда здоровью больного является опосредованной. Можно ли достоверно определить,  в результате чего наступили последствия? В результате естественного течения болезни или в результате несвоевременного оказания медицинской помощи?

Во-вторых, что законодатель понимает под воспрепятствованием в какой бы то ни было форме? Непредоставление проезда скорой медицинской помощи, есть одна из форм воспрепятствования, но законодатель говорит, что в данном случае лицо понесет ответственность по статье 12.17 КоАП РФ.  Необходимо уточнить перечень деяний, которые признаются воспрепятствованием оказанию медицинской помощи, при этом перечень оставить открытым. К примеру, удержание, угроза, применение насилия, создание препятствий к доступу к больному, а также создание иных препятствий.

В-третьих, под охраной закона должны находиться не только конкретный медицинский работник, подвергшийся нападению, но и водители скорой медицинской помощи, и все те пациенты, лишенные в результате нападения своевременной медицинской помощи,  которым мог и должен был в течение своего рабочего дня оказать медицинскую помощь этот врач.  Следует ужесточить ответственность по данной статье и добавить квалифицирующий признак в отношении двух и более лиц.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что статья 124.1 УК РФ имеет существенные недостатки, как с точки зрения логики, так и с точки зрения юридической техники. Поэтому внесение изменений в эту статью позволит эффективнее её применять и избежать нарушения прав граждан.


Список литералы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019)
  4. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников"  от 26.07.2019 N 206-ФЗ
  5. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ
0
Ваша оценка: Пусто