Уголовная ответственность за совершение правонарушений, связанных с незаконной охотой

Аникин Д. И.,
Сибирский институт управления

 

Вопросы охраны окружающей природы и ее компонентов и, в первую очередь, диких зверей и птиц, в средствах массовой информации учеными и практиками рассматривались еще с советских времен. Проблема соблюдения экологического законодательства актуальна и в современной России. Возникновение экологического кризиса, его обострение, а так же влияние международного экологического права и других факторов привели к осознанию необходимости уточнить объекты преступления и включить новые составы преступлений в российское уголовное законодательство. В уголовном законодательстве введён термин «экологические преступления», хотя и не разъясняется суть этого понятия. Очевидно, что его разработкой будет заниматься специальная отрасль экологического права.

Если говорить об официально зарегистрированных случаях нарушения уголовного кодекса РФ в сфере экологии, незаконная охота занимает третье место по количеству совершённых преступлений. На первом месте стоит незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260УК РФ1), а на втором незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256УК РФ).

Незаконная охота в нашей стране является уголовно наказуемой в следующих случаях:

  • природе причиняется крупный ущерб;
  • применяется механическое транспортное средство или воздушное судно;
  • применяются взрывчатые вещества, газы или иные способы массового уничтожения птиц и зверей;
  • она ведётся на птиц и зверей, находящихся под охраной государства; либо на территории заповедника, заказника;
  • строго запрещена охота в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. 

Однако при соблюдении разрешительного порядка охота в РФ осуществляется на законных основаниях. Каждый охотник обязан чётко знать и выполнять установленные Правила охоты. Утверждены действующие Правила охоты в 2010 году, при этом каждый год в них вносятся изменения и дополнения.

С момента вступления в силу Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О животном мире" единственным правоустанавливающим документом на право пользования животного мира для граждан является именная разовая лицензия. Для иностранцев – путевка, выдаваемая в установленном порядке. Удостоверением на право охоты являются охотничьи билеты. Также разрешениями на право охоты являются именные разовые лицензии на охоту на зверей и птиц, охотиться на которых можно только по лицензиям; договор с заготовительными и охотничье-промысловыми организациями, наряд-задание на сдачу мяса и пушнины, путевка или иное разрешение администрации охотничьего хозяйства.

Процесс охоты - это незавершенное или не повлекшее желаемого результата действие. Но, охота всегда направлена на достижение результата, а добыча зверя или птицы является завершающим моментом охоты. С точки зрения законодательства охотой признается как процесс (выслеживание, преследование), так и результат (добыча).  Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об охоте) гласит: «охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой».

Такое толкование данной нормы вступает в   некоторое   противоречие с Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении правил охоты» (ред. от 6 августа 2015 г.) 5 (далее – Правила охоты), согласно п. 52.14.1 (введен Приказом Минприроды России от 5 сентября 2012 г. № 262).  В нём под охотой понимается именно факт истребления животных, и оговаривается, что «при отлове и/или отстреле охотничьих животных запрещается применение механических транспортных средств и любых летательных аппаратов».

В уголовно-правовой литературе сложилось мнение, что незаконность охоты образует нарушение правил охоты при наличии в действиях виновного хотя бы одного из объективных признаков состава, указанных в ч. 1 ст. 258 УК. Нарушение правил охоты без признаков, предусмотренных в ч. 1 ст. 258 УК, является административным правонарушением.

Следует отметить, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни или ведения традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (т.е. без каких-либо разрешений). Она осуществляется свободно в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (ч. 2 ст. 19 Федерального Закона от 24 июля 2009 г.). В том числе это распространяется на лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания этих народов, если охота также является основой их существования.

Осуществление поиска, выслеживание или преследование птиц, зверей и иных животных независимо от того, были ли они добыты, являются составом преступления формально, зачастую так же формально и рассматриваются.   Исключение составляют правонарушения в сфере незаконной охоты, причинившей крупный ущерб.

Чтобы решить вопрос  о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо руководствоваться разъяснением Пленума Верховного Суда РФ. Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей зубра, лося, оленя.

Правительство РФ утверждает специальные цены для определения стоимости животных при исчислении ущерба. При этом, на наш взгляд, следует учитывать не только стоимость животного по таксе, но и его значимость для экосистемы, в которой оно обитает, численность данного вида, не относится ли оно к редким или исчезающим видам.

Так, по приговору суда N., K., и A. признаны виновными в незаконном отстреле двух кабанов. Квалифицируя содеянное по п. "a" ч. 1 ст. 258 УК РФ, суд учёл, что отстрелянные животные составляли 12,5% лимита возможного изъятия объектов животного мира в этом районе в данном охотничьем сезоне. Сумма ущерба составила 6000 руб. Животные были отнесены к редким и ценным видам. Также судом был учтён тот факт, что охота велась в запрещенное время.

В заключение всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • необходимо повысить эффективность мер по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконной охотой, стремиться к снижению числа случаев нарушения действующего законодательства в этой сфере;
  • в настоящее время назрела острая необходимость внесения изменений в законодательство РФ, которые бы более детально раскрывали понятие крупного ущерба и другие признаки незаконной охоты, а также ужесточали ответственность за это преступление.

Предлагаем, изменить формулировку ч. 1 ст. 258 УК таким образом, чтобы состав незаконной охоты стал материальным, предусмотрев последствие в виде причинения значительного ущерба. Общественная опасность охоты при фактической завершенности преступной деятельности и получении результата значительно выше, чем при выслеживании или преследовании. Следовательно, добыча диких  верей, птиц должна наказываться строже.

0
Ваша оценка: Пусто