Любый Иван Александрович,
ЧОУ ВО Омская юридическая академия
Охрана окружающей среды одна из важнейших сфер в деятельности нашего государства. Статья 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1. c. 9]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 «О проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности 2017 год в России объявлен годом экологии [2].
Вместе с тем, практика расследования данных преступлений как в целом по России, так и по Омской области остается незначительной. В 2016 году следственным управлением Следственного комитета России по Омской области расследовано всего 6 уголовных дел, в настоящее время расследуется 4 уголовных дела. Указанное обстоятельство связано с тремя основными факторами: большая часть экологических преступлений отнесена к подследственности органов внутренних дел (в том числе ст. 260 УК РФ – незаконная рубка лесных насаждений; латентностью экологических преступлений, в том числе за счет коррупционных проявлений (когда за взятки контролирующие органы не фиксируют преступные факты), отсутствием должного межведомственного взаимодействия с контролирующими органами [5. c. 44].
Специфика уголовных дел данной категории требует широкого использования специальных познаний, без чего следователю СК России зачастую невозможно разобраться в вопросах технологии определенного производства, в причинах и характере допущенных нарушений, в результате чего наступили или могут наступить экологически вредные последствия. В этой связи особое значение принимает правильная оценка следственной ситуации, а также качество и полнота следственных действий, осуществленных на первоначальном этапе расследования. В практике, сложившейся в следственном управлении по Омской области, принято выделять две основные следственные ситуации: первая, когда следователю поступает сообщение о вредных экологических последствиях без какой-либо конкретики относительно источника, причины и характера загрязнения, вторая, когда следователь получил от органа экологического контроля материалы, устанавливающие факт и виновника загрязнения и направившего данные материалы исключительно для решения вопроса о привлечении виновных лиц уголовной ответственности.
Наиболее сложной и требующей соответствующей подготовки является первая ситуация. В ходе нее следователь должен получить объяснения от должностных лиц и отдельных граждан, проверить достоверность поступившей информации, оперативно установить источник, характер загрязнения и наступившие вредные последствия, провести осмотр места происшествия, истребовать документы из природоохранного органа, опросить причастных к событию лиц, истребовать заключение специалистов, содержащее характеристику нарушения, размер вреда, протоколы ранее проведенных проверок, акты анализа исследований проб воды, воздуха, почв и других объектов.
При этом в любой из указанных следственных ситуаций первостепенное значение для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела и последующего расследования имеет своевременность и полнота проведенного осмотра места происшествия. В качестве положительных примеров грамотно спланированных и оперативно проведенных осмотров мест происшествий можно привести уголовные дела, по которым постановлены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу.
Так, следователями следственного управления по Омской области благодаря оперативному и грамотному проведению первоначальных следственных действий, в том числе осмотра места происшествия, к уголовной ответственности в 2016 году привлечен С., работающий оператором в ООО «Утилизация отходов», который в р.п. Муромцево Омской области допустивший проливание трансформаторного масла на поверхность земли, чем причинил вред почве, как объекту окружающей среды и материальный ущерб государству на сумму 390 000 рублей [3].
Сам по себе осмотр места происшествия по факту по уголовным делам указанной категории действие сложное и требующее специальной подготовки. Для проведения осмотра места происшествия обязательно привлечение соответствующих специалистов. Среди них: врачи-ветеринары, инспекторы рыбнадзора, работники санитарно-эпидемиологических учреждений, специалисты по эксплуатации водоочистных сооружений, специалисты природоохранных органов (4, с. 128).
Обычно, территория подлежащая осмотру является довольно обширной, в нее могут входить лесные насаждения, водные объекты, производственные предприятия, а также территории, где непосредственно произошло загрязнение или находится его источник. В связи с этим необходимо подготовить схемы осматриваемой территории, различные транспортные, технические и криминалистические средства, среди них средства, предназначенные для осуществления забора проб воздуха, воды, грунта, хранения отдельных экземпляров погибших животных и растений.
Так, следователями следственного управления по Омской области при проведении осмотров мест происшествий по уголовному делу по факту загрязнения атмосферы путем выбросов продуктов нефтепереработки повышенной концентрации, привлечено в качестве специалистов более 20 работников, как различных государственных органов, таких как управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Роспироднадзор, Ростехнадзор, так и сотрудников коммерческих структур, как например ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ», которые оказывали содействие при проведении осмотров мест происшествия в различных частях г. Омска.
Перед осуществлением выезда следователь собирает всех участников предстоящего осмотра места происшествия, ставит конкретную цель и задачи данного следственного действия, его порядок, распределяет территорию для работы каждой группы. Принимаются меры к охране места происшествия, следов и объектов, содержащих значимую для следствия информацию.
При этом необходимо знать, что общей задачей осмотра в данном случае является установление и фиксация территории загрязнения, его источника, наступивших последствий, полное, качественное, своевременное изъятие необходимых проб воздуха, воды, грунта, отдельных экземпляров погибших животных и растений. Изъятые пробы и отдельные экземпляры животного и растительного мира направляются на исследование в лаборатории органов, контролирующих состояние окружающей среды. Следователю необходимо помнить, что именно на стадии осмотра места происшествия определяются признаки экологического преступления, источник загрязнения, границы его распространения [6, с. 156]. Результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе, в приложениях к нему, таких как схемы, планы и топографические карты, фототаблицах и видеозаписях.
Таким образом, качественное, полное процессуальное закрепление результатов осмотра места происшествия является залогом успешного раскрытия и расследования преступлений данной категории.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015.
2. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40400 (дата обращения 03.04.2017).
3. Архив Муромцевского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области // Приговор Муромцевского районного суда Омской области от 17.05.2016 г.
4. Дубовик О.Л. Применение ответственности за экологические правонарушения: учеб.-метод. пособие для практ. работников. М., 2007.
5. Клоц О.И. Следственная профилактика экологических преступлений в нефтегазовом комплексе: Учебное пособие. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2005.
6. Сборник информационно-аналитических и методических материалов по вопросам криминалистического сопровождения следствия, М., 2015.