Дидик Родион Максимович,
Омская юридическая академия, 1 курс, группа 124-ю бак,
Научный руководитель: Дорофеев Андрей Владимирович
"Свобода прессы играет ключевую роль в дальнейшем развитии нашего государства, она особенно важна для нашей страны, где давно не было свободы прессы и пресса обслуживала интересы одной партии. Это мое глубокое убеждение» , -у нас не будет успехов ни в экономике, ни в социальной сфере без свободы прессы. Свобода прессы необходимый элемент для развития государства".
/ В. В. Путин, 9 февраля 2000 г. /
Конституция РФ закрепляет свободу Средств Массовой Информации. Согласно пункту 5 статьи 29 Конституции РФ: Гарантируется свобода средств массовой информации . Цензура запрещена.
Обратимся к истории:
1) В конституции РСФСР 1918 года СМИ выступала в роли пропагандиста идей и интересов партии, не имели возможность разносторонне отражать реальность и не обладали возможностью влиять на положение дел в государстве и обществе с целью принятия альтернативных партийному курсу решений.
2) Конституция СССР 1977 г. хотя и гарантировала свободу печати для СМИ, юридическое содержание понятие «свобода печати» не определялось. На практике законодательные нормы, которые должны были гарантировать свободу печати, использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами.
3) Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (принят12 июня 1990 года). В нем была зафиксирована, свобода средств массой информации. В сравнении с теми законодательными нормами, которые существовали в СССР , Закон 1990 года , стал большим шагом вперед. Это был первый опыт создания демократического закона .
4) 27 декабря 1991 года был принят закон «О средствах массовой информации» , он стал основой массово-информационного права нашей страны . Этот закон во многом схож основными положениями на закон «О печати и других средствах массовой информации», который существовал до него.
Эти законы объединяет – то, что их авторами-разработчиками являлись одни и те же люди Ю.М. Батурина, М.А. Федотова и В.Л. Энтина. Впоследствии эти юристы сделали внушительную карьеру, в том числе в сфере права и средств массовой информации.
Основы законодательства.
Принципиальными основами законодательства о СМИ на которые опирается закон «О средствах массовой информации»
- свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных её проявлениях, запрет на цензуру (ст. 29),
- идеологический плюрализм (ст. 13),
- неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24),
- свобода творчества (ст. 44)
Как уже говорилось ранее Свобода массовой информации и запрет цензуры закреплены в статье 29 (п.5). В этой же статье Конституции каждому гарантируется:
- свобода мысли и слова" (п. 1)
- "право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (п. 4)
- недопустимость принуждения человека "к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них" (п. 3).
Все эти пункты являются наиболее важными конституционными гарантиями свободы СМИ .
Так же можно привести примеры гарантий свободы СМИ от произвола властей .
- Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (п. 3 ст. 41)
- Заседание Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. (п.2 ст. 100)
- Разбирательство дел во всех судах открытое. (п.1 ст.123)
Рассмотрим закон « О средствах массовой информации» регулирующий отношения между участниками производства массовой информации где каждая сторона наделена своими правами и обязанностями.
- между обществом и СМИ;
- государством и СМИ;
- учредителем, издателем и редакцией СМИ;
- редакцией и автором;
- редакцией, автором и «действующими лицами» публикации;
- редакцией, автором и источником информации;
- СМИ и гражданами РФ
Закон установил запрет цензуры (ст.3) и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от партийно-государственной машины газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей.
В статьей 59 данного закона говорится о уголовной, административной, дисциплинарной или иной ответственности в статье 4 «недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» и статьях 50(«скрытая запись») и 51 («недопустимость злоупотребления правами журналиста»)
Современные проблемы СМИ в Российской Федерации.
Одной из законодательных проблем, является возможность прекращения деятельности редакции СМИ в случае злоупотребления свободой массовой информации (ст. 16 закона о СМИ). В других современных странах такая форма ответственности является непропорциональной , так как в них действуют широкие гарантии свободы слова .
По мнению заведующего кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Андрей Рихтер считает что одной из основных проблем являются «Поправки принятые Государственной Думой , направленные на ущемление свободы массовой информации в стране . В частности , ими пытаются заменить закон о телевидении и радиовещании , которого в России… нет . Несколько статей которые добавляются в закон « О СМИ» , фактически делегируют дело лицензирования правительству.
Так же совсем недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект об ограничении доли зарубежных акционеров в российских СМИ. Инициированный депутатами проект закона ограничивает максимально возможную долю зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих СМИ: с ныне действующих 50 до 20 процентов. Предусмотрено, что иностранные физические и юридические лица, а также граждане России, имеющие двойное гражданство, и лица без гражданства больше не смогут выступать учредителями СМИ в России.
В действующей редакции закона "О СМИ" ограничение на иностранное участие на телевидении и радио установлено в размере 50 процентов, и это ограничение касается только теле- и радиоканалов. Предложенные поправки распространяются на все медиаактивы, в том числе на печатные и интернет-издания; но они не коснутся медийных проектов, которые не имеют лицензию СМИ.
Поправки к закону о СМИ, по замыслу их авторов, вступят в силу 1 января 2016 года. К 15 февраля 2017 года СМИ должны будут передать в Роскомнадзор новые документы о владельцах и учредителей. Если ведомство не получит эти бумаги вовремя, у судов будет право закрыть СМИ.
Сайт Русской службы Би-би-си приводит список иностранного капитала в российских СМИ:
- Sanoma Independent Media (Финляндия) - издает газету "Ведомости", англоязычные The Moscow Times и The St. Petersburg Times. Выпускает семейство журналов Cosmopolitаn, Men’s Health и Women’s Health, Harper’s Bazaar, "Домашний очаг"; National Geographic Россия и "Популярная механика"; журнал о менеджменте Harvard Business Review Россия; глянцевые газеты "На Рублевке" и "На Новой Риге".
- Axel Springer Russia (Германия) - издает деловой журнал Forbes, журналы о звездах и знаменитостях OK! и Gala Биография, научно-популярные журналы о путешествиях, природе и окружающем мире GEO.
- Modern Times Group (Швеция) – крупнейший акционер российского холдинга "СТС".
- Иностранные акционеры есть и среди владельцев активов "Газпром-медиа", интернет-изданий Lenta. Ru, Gazeta.ru и других печатных, эфирных и онлайн СМИ.
Из-за законопроекта, ограничивающего участие иностранцев в СМИ, потеряют работу несколько тысяч человек в России, считает глава медиахолдинга Sanoma Independent Media Жан Эммануэль де Витт. Об этом он заявил ИТАР-ТАСС во вторник, 23/09/14. "Несколько тысяч людей потеряют работу в сфере СМИ и дистрибуции. Кроме того, часть брендов могут уйти из России, так как в международных изданиях политику обычно определяет владелец бренда", — сказал де Витт. "В целом я не понимаю смысла этого законопроекта, так как он ударит главным образом по глянцевым журналам (ИД "Бурда", Bauer Media, Conde Nast и другие), которые не пишут о политике", — добавил глава холдинга.
Законодательство о СМИ в зарубежных странах.
Приведем в пример несколько ноиболее разносторонних стран с законодательством о СМИ.
США
В США нет общефедеральных законов которые регулировали деятельность СМИ , а есть Конституция страны, но в ней ни слова не сказано о СМИ вообще и о регулировании их деятельности в частности . Не признает особого массово-информационного права в собственном смысле этого слова, в них СМИ регулируются нормами гражданского и иного законодательства.
Германия
Правовое регулирование деятельности СМИ в Германии осуществляется на основе конституции; решений Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, норм международного права, законов федеральных земель о печати и телерадиовещании. В каждой из земель Германии существует свой закон о прессе - регулируют свободную, но ответственную деятельность СМИ.Тенденция концентрации СМИ в Германии являются основной в последнее десятилетие. Издания, теле и радио компании объединяются и сливаются в крупные концерны и союзы. Так как в спад и кризис легче выжить и заработать в рамках крупных организаций.
Франция
Сфера СМИ регламентируется законом о печати от 1881 года, действие которого в 20 веке было расширено в том числе на аудиовизуальные СМИ и интернет. Деятельность аудиовизуальных СМИ регламентируется законами 1982 года и 1986 гг. Главным регулирующим органом для этого вида СМИ является Высший совет по аудиовизуальным СМИ (управляет, следит за соблюдением моральных норм, деятельности во время выборов)
Как и в России, важное значение в праве зарубежных стран занимают подзаконные акты. Например, в США до сих пор большую роль играет распоряжение президента Г. Трумэна о делении государственных документов по грифам секретности: «для служебного пользования», «секретно» и «совершенно секретно».
Заключение.
Мы все живем в информационном обществе где главной ценностью выступает информация. Обмен ею происходит ежедневно, ежечасно, мы узнаём многое из интернета, СМИ , телевидения, радио, различных периодических изданий. Важно, что бы информация, которую преподносят людям, была качественной, познавательной и интересной. Но в данных условиях законодательства о СМИ оно не может быть полностью свободным .
По моему мнению чтобы сделать СМИ свободными , нужно рассмотреть следующие средства:
Принять государственную экономическую поддержку всех общественно полезных СМИ, отмену системы регистрации СМИ. уменьшение присутствия государства на медийном рынке. Необходимо принять практические меры, ведущие к сокращению насилия по отношению к журналистам, к уважительному отношению государственных служащих и работников правоохранительных органов к работникам СМИ как к людям, выполняющим общественный долг.
Библиографический список:
- А. Г. Рихтер. Правовые основы журналистики. Издательство Московского университета 2004. [Электронный ресурс]: http://www.evartist.narod.ru/text17/0001.htm#%D0%B7_02_%D0%BF_08
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник по Конституционному праву. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА* М, 2013.
- Википедия [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_о_СМИ
- ЗАКОН РФ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" (Закон о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 (действующая редакция от 24.11.2014) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/smi/
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]: http://www.constitution.ru/
- С. Г. Корконосенко. Основы журналистики: Учебник для вузов. [Электронный ресурс]: http://evartist.narod.ru/text5/58.htm
- BBC Русская служба [Электронный ресурс]: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/07/120716_russia_media_agents