Сущность президентской власти в РФ

Неупокоева Ольга Васильевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск,
Научный руководитель: Быкова Анастасия Геннадьевна
 

Понятие «президентская власть» широко распространено в современной юридической терминологии, но при этом в российском законодательстве встречается лишь в нескольких нормативных правовых актах, и даже не имеет официального определения.

Так какой смысл вкладывается в понятие президентской власти, какое место она занимает в системе разделения властей, и какие меры можно предпринять, чтобы положить конец дискуссиям о сущности президентской власти?

Как уже было сказано выше, официального определения президентской власти не существует, но присутствует доктринальное определение, которое звучит следующим образом: «Президентская власть — форма осуществления государственной власти, обусловленная характером полномочий президента, местом и ролью этого института в механизме российской государственности». [2, c.277] Данное определение не может быть исчерпывающим, потому что не имеет официального закрепления в нормативных правовых актах Российской Федерации, прежде всего в Конституции РФ, и не отражает сущность президентской власти в полном объеме. Для того, чтобы  лучше разобраться в вопросе, прежде всего стоит обратиться к теории разделения властей и постараться определить место президента в ней.

Теория разделения властей была создана еще в XVIII веке, но до сих пор актуальна и признаётся во всех более или менее демократических странах. С XVIII века произошло множество преобразований политической сферы жизни общества, но теория существует и функционирует в своем первоначальном виде, выделяя три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен во многих Конституциях мира, но вопрос соотношения  традиционных ветвей властей и президентской власти решается по-разному. Например, Конституция США 1787 года относит президента строго к исполнительной ветви власти.

Принцип разделения властей в Российской Федерации закреплен в статье 10 Конституции РФ. Но документ не относит Президента РФ ни к одной из трех основных ветвей власти.

В настоящее время существует два основных подхода к определению места Президента РФ в системе разделения властей. Первый основан на незыблемости теории разделения властей, и ввиду тесной взаимосвязи деятельности Президента РФ и Правительства РФ, и широкой компетенции Президента в сфере исполнительной власти относит Президента к исполнительной ветви власти. Второй подход указывает на то, что классическая теория не может отражать все реалии современного мира и нуждается в доработке, то есть утверждает необходимость отойти от «жесткого» разделения властей на три ветви, подстраиваться под потребности и тенденции современного общества и государства. Исходя из этого, сторонники данного подхода, выделяют президентскую власть как новую, самостоятельную ветвь власти. [4, c.45]

Первых подход показывает свою несостоятельность в силу того, что, во-первых, в деятельности Президента присутствует ряд полномочий присущих не только для исполнительной, но и для законодательной и судебной ветвей власти. Во-вторых, часть 2 статьи 80 Конституции РФ содержит положение о том, что Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, что указывает на координационные полномочия Президента РФ, которые характеризуют особый характер его власти, не присущий ни для одной другой ветви власти.

Из этого следует вывод о том, что второй подход к месту Президента РФ в системе разделения властей больше соотносится с текстом Конституции, хотя тоже не может быть доказан ввиду того, что статья 10 не предусматривает существования иных ветвей власти.

Теперь следует обратиться к кругу полномочий Президента РФ, выяснить, в чем состоит их уникальность, и сделать вывод, какое место занимает президентская власть в ряду традиционных: находится с ними на одном уровне или занимает главенствующее положение.

Полномочия Президента РФ прописаны в статьях 83-90 Конституции РФ, а также ряде федеральных законов. Они, как уже сказано выше, имеют весьма широкий спектр направленности. Важной особенностью является то, что власть президента при этом, в основном, лишь условно «сдерживается» другими ветвями власти. Классическим примером служит полномочие Президента РФ назначать Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Отклонение кандидатуры не является барьером для Президента, так как согласно части 4 статьи 111 Конституции РФ после троекратного отклонения кандидатур (причем все три раза это может быть один человек) Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу.

Также до сих пор не существует отдельного документа, который бы определял точный порядок процесса импичмента Президента. Существующие нормативные акты допускают процесс импичмента, но содержат столько неопределенностей и противоречий, что на практике этот процесс едва ли может быть осуществим.

Конституция РФ и федеральные законы не ограничивают полномочия Президента и могут быть дополнены им самим посредством издания указов. Профессор М.А. Краснов проводил анализ полномочий главы государства и обнаружил, что только за 2000 – 2011 гг. Президент в виде указов оформил для себя более ста полномочий, выходящих за рамки Конституции. [3, c.66]

Плюс ко всему Конституционный суд РФ фактически признал возможность расширения полномочий Президента посредством указов, что ввело в конституционную практику РФ института «скрытых» полномочий Президента.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о существовании в Российской Федерации иерархии власти, в которой Президенту отводится главенствующее положение, что, по мнению многих ученых, тормозит развитие демократического общества. [3, c. 67]

О.Н. Тарасов для решения этой проблемы предлагает: ограничить свободу нормотворческой деятельности Президента РФ, детализировать конституционные положения о разделении полномочий между Президентом и другими органами государственной власти, а также урегулировать процедуру импичмента Президента РФ. [4, c. 48]

От себя добавлю, что для решения этой проблемы можно разработать и принять по аналогии с федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» федеральный конституционный закон «О Президенте Российской Федерации» (и, соответственно, внести необходимые поправки в Конституцию РФ). В ФКЗ следует обозначить особый характер президентской власти, выделить полный перечень полномочий Президента РФ и четко закрепить процедуру импичмента, что не только бы позволило решить проблему сущности президентской власти и больше соответствовало демократическим принципам, но и возложило на главу государства большую ответственность за свою деятельность.


Список литературы:

  • Азарян, Э. Сущность президентской власти / Э. Азарян; рук. Работы И. М. Клейменов // Роль права в формировании гражданского общества в Российской Федерации: материалы VI-й межвузовской конференции студентов юридических вузов и юридических факультетов образовательных учреждений высшего профессионального образования Сибири и Дальнего Востока. – Омск: Омский юридический институт, 2007. – С. 22-27
  • Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — С. 277
  • Карасев, А. Т. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий / А. Т. Карасев, А. С. Морозова // Конституционное и муниципальное право. – 2013. - № 8. – С. 65-67
  • Тарасов О. Н. Особый статус Президента Российской Федерации в системе разделения властей / О. Н. Тарасов // Современное право. – 2008. - № 7. – С. 45-48
  • Чиркин, В. Е. Президентская власть / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 15-23
0
Ваша оценка: Пусто