Существенные условия дистрибьюторского договора

Аюшеева Юлия Дандаровна
Юридический институт, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, РФ.

 

Согласно п.1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К существенным условиям относят условие о предмете договора, условия, закрепленные в законе или иных правовых актах как существенные, условия необходимые для договора данного вида, и условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть заключено соглашение.

Дистрибьюторский договор используется участниками гражданских правоотношений главным образом для продвижения производимых ими товаров на рынок и их последующей реализации на обусловленной договором территории. Поскольку конструкция дистрибьюторского договора не урегулирована законодательно, это влечет неопределенность норм, применимых к этому договору, его существенных условий, различную правовую квалификацию дистрибьюторского договора в правоприменительной практике.

Из повсеместного заключения дистрибьюторских договоров в предпринимательской деятельности и отсутствия их нормативного закрепления следует вывод о том, что конструкция дистрибьюторского договора была заимствована из опыта зарубежных государств. Большинство иностранных производителей для распространения своих товаров на российском рынке предпочитают сотрудничество именно на основании дистрибьюторского договора, поскольку создание юридического лица или представительства на территории Российской Федерации для того, чтобы реализовать свои товары вызовет гораздо большие финансовые и временные затраты.

Приоритет дистрибьюторского договора в сравнении с другими видами договоров состоит в сочетании в нем различных обязанностей дистрибьютора, характерные для договоров, закрепленных в Гражданском кодексе РФ. Благодаря такому широкому спектру функций дистрибьютора, стороны освобождаются от заключения ряда различных договоров между собой. Однако данные обязанности обычно составляют предмет таких поименнованных договоров, как поставка, агентский договор, возмездное оказание услуг, хранение и другие.

В связи с этим возникает проблема определения предмета дистрибьюторского договора, какие действия в него входят.

По мнению В. В. Витрянского предмет договора, а точнее предмет обязательства, вытекающего из договора, представляет собой действия (или бездействие), которые должна совершить (или от совершения которых должна воздержаться) обязанная сторона [2, с. 10]. По утверждению Д.И. Мейера, «как предметом обязательства вообще, предметом договора всегда предоставляется право на чужое действие, и притом действие возможное физически и нравственно» [5, с. 161].

По дистрибьюторскому договору дистрибьютор осуществляет действия по реализации товаров, предоставленных принципалом, а также осуществляет совокупность иных обязанностей, которые являются содержанием других договоров, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Данные обязанности дистрибьютора могут быть включены в сам дистрибьюторский договор, так и в договоры, заключаемые в целях детального регулирования («во исполнение»).

На сегодняшний день существуют различные взгляды относительно предмета конструкции дистрибьюторского договора. А. Б. Борисова считает, что «предметом дистрибьюторского договора являются действия сторон, связанные с поставками товара на определенный рынок сбыта» [1, с. 59].

О.А. Городов отмечает, что предмет дистрибьюторского договора является сложнообразованным и состоит из ряда элементов: 1) взаимные действия поставщика и дистрибьютора по поставке и купле-продаже продукции; 2) действия дистрибьютора, которые он осуществляет от своего имени и за свой счет, по размещению и продаже приобретенной от поставщика продукции на согласованной территории [3, с. 56].

По мнению С. В. Николюкина «предметом дистрибьюторского договора являются действия дистрибьютора по продаже товара, переданного ему производителем» [6, с. 102]. К.Э. Улугова указывает, что предмет дистрибьюторского договора опосредует действия дистрибьютора по реализации и продвижению товаров поставщика, которые приобретаются дистрибьютором в свою собственность, а также действия поставщика по предоставлению дистрибьютору привилегированного положения. Данные действия направлены на экономический результат в виде поддержания и (или) увеличение сбыта товаров поставщика [8, с. 9]. Однако стоит заметить, что помимо реализации товаров и предоставления дистрибьютору привилегированного положения, стороны вправе предусмотреть в дистрибьюторском договоре выполнение различных поручений принципала, оказание услуг, весь объем действий сторон не исчерпывается реализацией товаров и предоставлением привилегированного положения.

Таким образом, в предмет дистрибьюторского договора входят действия принципала по предоставлению товаров дистрибьютору, которые он сам производит или закупает; действия дистрибьютора по продвижению и реализации товаров, а также совокупность действий, являющихся элементами закрепленных в действующем гражданском законодательстве договоров.

Условие о территории, где осуществляет свою деятельность дистрибьютор, также называют в качестве существенного условия дистрибьюторского договора, что представляется на наш взгляд спорным. Об этом указывает в своих работах А.М. Партин, им отмечается, что «условие о территории является существенным, так как устанавливает четкие границы действия вытекающего из предмета договора обязательства дистрибьютора по распространению товара на условиях, согласованных с поставщиком» [7, с. 12], В.А. Маслова также называет условие о территории в качестве существенного [4, с. 11].

На практике условие о территории закрепляется указанием на субъект федерации, край, государство, поселок городского типа, город и тому подобное, то есть указанием на административно-территориальные границы. Несмотря на мнения авторов и закрепление территории в Типовом дистрибьюторском контракте МТП, условие о территории невозможно признать существенным. Как мы знаем договор признается заключенным если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, но между тем, если стороны дистрибьюторского договора не определят границы территории деятельности дистрибьютора, это не влечет его незаключенность, так как означает, что действия дистрибьютора не ограничены территорией. Соответственно, если дистрибьютор находится на территории России, то и реализовывать товар принципала он будет на территории России, что не исключает его права на реализацию товара зарубежом.  

Если же стороны включат условие о территории в дистрибьюторский договор, то оно приобретет такой признак как существенность, но не в силу особого характера и значимости данного условия для сторон, а в силу закона, п. 1ст. 432 ГК РФ «…условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».

Условие об эксклюзивности в дистрибьюторском договоре означает, что принципал заключает договор с одним дистрибьютором на одной территории, то есть он не может заключить несколько договоров в отношении одной и той же территории. Данное условие не является существенным, поскольку если в договоре не будет закреплено условие об эксклюзивности, договор будет считаться заключенным, но неэксклюзивным. Эксклюзивным дистрибьюторский договор становится в случае прямого запрета на привлечение нескольких дистрибьюторов на одну территорию.

В качестве существенного условия дистрибьюторского договора также выделяют условие о размере гарантированного минимума продаж, это то количество товаров, которое дистрибьютор должен приобрести у принципала в течении установленного срока, за нарушение данного условия в договоре прописывается ответственность. На наш взгляд, не включение в договор условия о размере гарантированного минимума продаж также не влечет его незаключенность. Его отсутствие будет лишь означать, что дистрибьютор при осуществлении своей деятельности не будет связан соблюдением минимума продаж.

Также спорным является вопрос об отнесении к существенным условиям условия о товаре, который принципал предоставляет дистрибьютору. Обычно наименование, количество, ассортимент товаров, сроки и ответственность за неисполнение содержатся в отдельных договорах поставки, по которым поставка товара осуществляется на основании заявок. В связи с тем, что исследуемый договор заключается на длительный период, за это время принципал может переквалифицировать профиль производства, представляется уместным включение в дистрибьюторский договор указания на общую категорию производимых или закупаемых принципалом товаром.

Еще одно условие, которое выделяют в качестве существенного, это условие о порядке взаимодействия сторон после заключения дистрибьюторского договора. Сторонами решается вопрос о том, будут ли осуществляться поставки напрямую дистрибьютору, либо третьему лицу – субдистрибьютору, регулируются вопросы перехода права собственности, порядок детализации отношений, необходимость заключения отдельных договоров, либо стороны предпочтут регулировать отношения непосредственно дистрибьюторским договором. В связи с этим, условие о порядке взаимодействия следует отнести к существенным условиям договора.

Подводя итог, необходимо отметить специфику дистрибьюторского договора и его значимость, которая выражается в совокупности обязанностей дистрибьютора, а также направленность договора на укрепление деловой репутации принципала и сохранение и (или увеличение) доли принципала на товарном рынке. Дистрибьютор выполняет различные обязанности, что обеспечивает экономическую привлекательность данного вида договора, существенными условиями которого являются условие о предмете и порядке взаимодействия сторон после заключения договора.


Список литературы:

  1. Борисова А.Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права. – 2005. − № 3. – С. 59.
  2. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества / М.И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М.: Статут, 2000. – 800 с.
  3. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. – М.: Юстицинформ, 2015. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
  4. Маслова В.А. Дистрибьюторский договор как правовой инструмент организации сбыта товаров. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. – Москва, 2011. – 29 с.
  5. Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 2. По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр. М.: Статут, 2003. – 831 с.
  6. Николюкин С.В. Посреднические договоры / С.В. Николюкин. – М.: Юстицинформ, 2010. – 224 с.
  7. Партин А.М. Правовая природа дистрибьюторских соглашений. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. – Москва, 2010. – 32 с.
  8. Улугова К.Э. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере дистрибуции: частноправовой и публичноправовой аспекты. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. – Москва, 2015. – 23 с.
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)